Белорусский президент Александр Лукашенко, ежегодно посещая зону загрязнения, на личном примере демонстрирует, что бояться радиации не надо.

Медики же полагают, что по истечении 15 лет со дня чернобыльской катастрофы следует ожидать роста онкологических заболеваний в России и прежде всего это коснется тех, кто принимал участие в ликвидации последствий аварии. Об этом сообщает агентство "Интерфакс".

По сей день мы знаем о чернобыльской катастрофе далеко не все. Информацию и документальные свидетельства приходится собирать буквально по крохам.

Корреспондент НТВ в Белоруссии Павел Селин встретился с человеком, который уже 15 лет собирает видеокадры об этой страшной катастрофе.

15 лет назад радиоактивное облако Чернобыля накрыло как минимум одну третью часть территории Белоруссии. Миллионы людей в одночасье оказались в зараженной зоне. До сих пор судьбы многих из них неразрывно связаны с самой страшной катастрофой ХХ века. Каждую весну в 20 числах апреля Лариса Васильевна Водолажская приезжает на простое сельское кладбище под Минском. Здесь находится могила ее мужа, Героя России летчика Василия Водолажского.

В 86-м году Василий Александрович командовал в Чернобыле вертолетным полком. Подразделение Водолажского выполняло, пожалуй, самую опасную работу. Вертолетчики ежедневно засыпали с воздуха разрушенный реактор доломитом и песком, собирали разбросанное взрывом ядерное топливо. И каждый день полковник Водолажский лично водил экипажи молодых неопытных вертолетчиков на кратер реактора, учил, объяснял, показывал.

"Это такой кошмар, что мне сейчас даже вспоминать страшно. И в Минздрав я ходила, и в Министерство обороны ходила. Везде никто ничего не хочет знать, денег у них нет. Не на лечение денег нет. Ой, это страшно вспомнить, это не пережить. А как ему было обидно. Здоровый был, а потом уже его на руках прям носишь, не мог ходить. Позвонки все рассыпались", - вспоминает вдова пилота Лариса Водолажская.

В этом году вместе с Ларисой Васильевной на могилу полковника Водолажского пришел председатель Белорусского союза чернобыльцев Георгий Левин. Доктор технических наук, профессор Левин проработал в зоне аварии более шести лет и не понаслышке знает какими методами решались многие чернобыльские проблемы.

"В то время там мощность излучения составляла порядка тысяч рентген в час. Людей туда выпускали на полминуты. Вообще это было что-то дикое. Людей туда в принципе нельзя было пускать, а их туда выгоняли. Вот это самое страшное и об этом сейчас стараются молчать",- говорит Георгий Левин.

Полковника Водолажского привезли в Минск 1 октября 86 года. А уже на следующий день в Чернобыле произошло непоправимое. Вертолет МИ-8 с четырьмя членами экипажа на борту зацепился на вентиляционную трубу и рухнул в еще не перекрытый саркофагом реактор. Эти уникальные кадры крушения вертолета нам предоставил минский кинодокументалист Павел Шевчук. С первых дней аварии Павел Антонович собирает материалы о Чернобыле. В его архиве более 30 часов кинохроники, нереализованные сценарии фильмов и передач. Все это сейчас лежит мертвым грузом. Белорусскому телевидению, где Шевчук проработал не один десяток лет, такая публицистика не нужна.

"Скорее всего причина, чтобы это скорее забыть. Опять же тоже советский синдром, как в той же речке Теча. Вот купаются дети √ 4 рентгена в час, но и пускай купаются, они же не знают. А то, что эти дети до 18 не доживут, кого это волнует?", - заявляет Павел Шевчук.

"Есть такие умники даже среди ученых, которые заявляют: слушайте, так уже же радиация, там уровень излучения снизился в десятки раз. Ложь это все. Самое большее это на 10 % снизилась интенсивность излучения, самое большее", - утверждает председатель Белорусского союза чернобыльцев Георгий Левин.

Полковник Василий Водолажский умер в 92 году в возрасте 55 лет. У белорусского правительства не нашлось денег на его лечение. Единственная память об одном из первых чернобыльцев √ звезда Героя России и мемориальная доска, сделанная на деньги сослуживцев.