Путин обещал комиссару СЕ, что Россия будет реагировать на замечания европейских коллег, хотя пока не очень получается
Вести
Путин обещал комиссару СЕ, что Россия будет реагировать на замечания европейских коллег, хотя пока не очень получается
 
 
 
Путин обещал комиссару СЕ, что Россия будет реагировать на замечания европейских коллег, хотя пока не очень получается
Вести

Президент Владимир Путин и избранный президент Дмитрий Медведев встретились в пятницу с комиссаром Совета Европы по правам человека Томасом Хаммарбергом. Россия старается реагировать на замечания Совета Европы, касающиеся прав человека, хотя и признает, что не все получается. Об этом сказал президент РФ Владимир Путин, принимая в Кремле комиссара по правам человека, который находится с визитом в России уже неделю - с 18 апреля, сообщает "Интерфакс".

"Во всяком случае мы придаем серьезное значение контактам, работе с Вами, как и с Советом Европы в целом, - отметил президент. - Вы давно находитесь в России и имели возможность посетить ряд регионов, встретиться с представителями самых различных организаций".

- Представитель СЕ призывает власти Чечни пересмотреть приговоры, которые опираются на показания, полученные с применением пыток
- Проблема исчезновения людей остается основной

Хаммарберг с 19 апреля совершал поездку по регионам Южного федерального округа, в том числе в Чечню и Ингушетию. Он убежден, что у его ведомства и российского руководства есть все возможности для конструктивного диалога и создания комплексной системы соблюдения прав человека.

На встрече с Путиным Хаммарберг предложил обсудить основные три момента. "Я только что вернулся с Северного Кавказа, и хотел бы обменяться мнениями по этому вопросу. Во-вторых, мне хотелось обсудить как идеально лучше организовать комплексную систему соблюдения прав человека в стране в целом. И, в-третьих, уделить внимание вопросам, касающимся функционирования Совета Европы", - сказал он.

За два года пребывания на посту комиссара Совета Европы Хаммарберг несколько раз приезжал в Россию, посещая не только Москву, но и регионы. На этот раз в Южном федеральном округе Хаммарберга интересовали, по его словам, "вопросы, связанные с соблюдением прав человека, деятельность милиции и судебных органов, а также права уязвимых групп населения".

Он побывал в больницах, центрах социальной помощи семьям и детям, детских домах, встречался с представителями общественных организаций, правозащитниками, а также с лидерами Чечни и Ингушетии.

На встрече с президентом Чечни Рамзаном Кадыровым Хаммарберг отметил, что здесь "в сфере прав человека многое изменилось в позитивную сторону". Он признал, что в целом восстановление Чечни "носит реальный, а не декларативный характер".

Он, в частности, обещал, что Совет Европы окажет содействие чеченским властям в открытии лаборатории по эксгумации и идентификации тел. По оценке уполномоченного по правам человека Чечни Нурди Нухажиева, такая лаборатория необходима, поскольку "в массовых захоронениях на территории Чечни погребены останки более 3 тысяч человек, среди которых есть те, кто сегодня числится в списках похищенных или пропавших без вести".

Томас Хаммарберг также выразил обеспокоенность ситуацией с расследованием случаев исчезновения людей в республике.

Комиссар по правам человека СЕ побывал также в грозненском СИЗО, где имел возможность пообщаться с задержанными. "Такой проблемы, как выбивание признаний у заключенных, на сегодняшний день в республике не существует, и это хорошо", - отметил Хаммарберг.

В Ингушетии Хаммарберга интересовали, в частности, вопросы возвращения и обустройства беженцев. Глава республики Мурат Зязиков сообщил ему, что в настоящее время на территории Ингушетии находятся около 38 тысяч беженцев из Чечни и более 10 тысяч беженцев-ингушей из Северной Осетии. Зязиков заверил, что "возвращение беженцев было, есть и будет только на принципе добровольности".

На встрече с Дмитрием Медведевым, избранный президент "внимательно выслушал впечатления комиссара" от его поездки по Северному Кавказу и выразил надежду на дальнейшее плодотворное сотрудничество.

В свою очередь глава МИД России Сергей Лавров, также встретившийся с Хаммарбергом, "высказал озабоченность сохраняющейся дискриминацией русскоязычных жителей Латвии и Эстонии, ущемлением их политических, социально-экономических, языковых и образовательных прав". Министр также привлек внимание Комиссара к проблеме сокращения пространства русского языка на Украине, отмечает "Интерфакс" со ссылкой на сообщение МИД РФ, распространенное в пятницу.

В результате "стороны подтвердили готовность к совместному сотрудничеству, направленному на предотвращение нарушений прав человека на европейском континенте", - говорится в нем.

Представитель СЕ призывает власти Чечни пересмотреть приговоры, которые опираются на показания, полученные с применением пыток

Томас Хаммарберг призвал власти Чечни провести проверку ранее вынесенных приговоров и активизировать работу по поиску лиц, пропавших без вести. Хаммарберг отдельно коснулся "методов допроса, которые применялись к задержанным в Чечне".

"Проблема в том, что в прежний период некоторые люди под воздействием пыток давали признательные показания, на основании которых они сегодня продолжают находиться в тюрьме", - сказал комиссар Совета Европы. Он подчеркнул, что "следует вернуться к этим приговорам, пересмотреть их, чтобы убедиться, что ни один человек не находится в заключении на основании показаний, полученных с применением пыток".

Хаммарберг также выразил надежду на то, что чеченские правоохранительные органы "и в будущем будут воздерживаться от применения насилия".

Проблема исчезновения людей остается основной

Комиссар Совета Европы назвал также проблему исчезнувших лиц одной из основных, сохраняющихся в Чечне. "Существуют разные цифры по количеству пропавших без вести. Но я считаю, что их не менее 3 тысяч. Мне также сообщили, что выявлено около 50 мест захоронений, некоторые из которых являются массовыми", - заявил Хаммарберг.

Он отметил, что беседовал с многими членами семей людей, пропавших без вести, которые хотели бы либо найти своих родственников, либо узнать, как они погибли и где захоронены. "Я знаю, что этим вопросом занимаются представители власти как в Чеченской республике, так и в Москве. Это нелегкая задача, которая потребует новых современных методов идентификации на основании ДНК", - подчеркнул омбудсмен.