В конкурсе приняли участие только те СИЗО и тюрьмы, в которых не было допущено совершения тяжких и особо тяжких преступлений
Архив NEWSru.com
В конкурсе приняли участие только те СИЗО и тюрьмы, в которых не было допущено совершения тяжких и особо тяжких преступлений
 
 
 
В конкурсе приняли участие только те СИЗО и тюрьмы, в которых не было допущено совершения тяжких и особо тяжких преступлений
Архив NEWSru.com

В Федеральной службе исполнения наказаний подвели итоги смотра-конкурса "Лучший следственный изолятор (тюрьма) УИС" за 2014 год. Победителем стал СИЗО N1 Красноярска, сообщает официальный сайт управления ФСИН Красноярского края. Хотя всего несколько лет назад мировая общественность ужасалась условиям содержания в этой тюрьме, которые Европейский суд по правам человека признал пыточными.

Второе место в конкурсе тюрем досталось СИЗО-1 УФСИН по Омской области, а третье место поделили СИЗО-1 УФСИН Москвы и СИЗО-4 ГУ ФСИН Самарской области.

В конкурсе приняли участие только те СИЗО и тюрьмы, в которых не было допущено совершения тяжких и особо тяжких преступлений, подчеркнули в пенитенциарном ведомстве.

Оценка учреждениям давалась по следующим критериям: техническое оборудование, коммунально-бытовые условия, помещение для принятия посылок и передач, сборное отделение, служебная документация дежурного помощника начальника следственного изолятора (ДПНСИ), инвентарь ДПНСИ, оборудование комнаты ДПНСИ, оборудование участков для содержания отдельной категории лиц, оборудование внутренних постов у камер СИЗО, показатели служебной деятельности СИЗО.

Добавим, что СИЗО-1 является крупнейшим следственным изолятором Красноярского края. На сегодняшний день в нем содержится более 1500 человек, а лимит наполнения - 1605 арестантов.

"Условия содержания в СИЗО соответствуют всем пенитенциарным правилам и стандартам, - утверждают в управлении ФСИН. - Средняя площадь на одного человека в СИЗО составляет более четырех квадратных метров".

В камерах "созданы все необходимые бытовые условия": имеются холодильники, телевизоры, электрочайники, проведено водоснабжение. У заключенных есть возможность воспользоваться библиотечным фондом учреждения, получать региональную и федеральную прессу. Несовершеннолетние правонарушители имеют возможность обучаться в учебно-консультационном пункте.

"Со всеми гражданами работают сотрудники воспитательной и психологической службы, соцработники", - говорится в пресс-релизе.

Следственный изолятор N1 оборудован современными техническими средствами охраны и надзора. "Система видеонаблюдения позволяет эффективно предупреждать и пресекать преступления и нарушения установленного режима содержания, обеспечивает безопасность осужденных и лиц, содержащихся под стражей, а также персонала", - говорят в пенитенциарном ведомстве.

Система наблюдения насчитывает почти 500 видеокамер, в том числе одну общего обзора. "Для исключения человеческого фактора при прохождении на территорию режимного учреждения используется система "Face-Интеллект". Установлена стационарная рентгено-телевизионно-досмотровая установка", - говорится в сообщении.

СИЗО-1 имеет подсобное хозяйство, цех по производству муки, крупы, макаронных изделий. При тюрьме выращивают картофель и овощи, а также занимаются переработкой мяса.

"Пыточная", превращенная в образец гуманности

Конкурсный успех СИЗО-1 должен в корне изменить его репутацию. Дело в том, что восемь лет назад эта тюрьма стала причиной международного скандала, а в ситуацию даже вынужден был вмешаться Европейский суд по правам человека.

Иск в Страсбург подал бывший прокурор красноярской краевой природоохранной прокуратуры Александр Гришин. Он жаловался, что за один год, проведенный им в красноярском СИЗО-1, перенес столько побоев и издевательств от следователей и сокамерников, что компенсировать их сможет лишь сумма в 290 тысяч евро.

Экс-прокурор уточнял, что получил травму мозга, несколько переломов и целый букет серьезных заболеваний, однако тюремные врачи отказывали ему в медицинской помощи. Это усугублялось невыносимыми условиями содержания в СИЗО, где заключенным приходилось спать по очереди и страдать от полчищ тараканов и клопов, писала в 2007 году газета "Труд".

В итоге суд решил, что в отношении подследственного была нарушена статья 3 Европейской конвенции о правах человека - запрет на пытки и бесчеловечное обращение. Однако сумма присужденной компенсации была снижена на порядок и составила только шесть тысяч евро.

Александр Гришин сидел в СИЗО с сентября 1999 по октябрь 2000 года. Затем его освободили под залог, но в марте 2001 года вновь взяли под стражу: суд признал прокурора виновным в организации покушения на директора ювелирного магазина "Кристалл" Раису Губкину.

По одной из версий следствия, Гришин намеревался поставить на место директора магазина своего человека, по другой - действовал в интересах конкурентов "Кристалла".

Как следует из материалов дела, прокурор нанял двух киллеров, которые напали на женщину в подъезде. Однако Губкина, получившая тяжелое пулевое ранение в шею, выжила.

В марте 2001 года Красноярский краевой суд приговорил Гришина к восьми годам лишения свободы в колонии строгого режима. Исполнителей убийства - братьев Александра и Юрия Мосиных - суд приговорил к 22 и 25 годам строгого режима соответственно.

В апреле 2002 года Александра Гришина отправили по этапу в иркутскую исправительную колонию, писала газета "Коммерсант". А в 2005 году Гришин вышел на свободу по УДО. Перед этим почти три года он провел в лагерной больнице, где и написал жалобу в Страсбург.

Доказать факты избиений Гришину не удалось. Однако суд приравнял к пыткам именно ужасные условия содержания в СИЗО-1. "Более года заявитель находился в переполненной камере с неадекватными санитарными средствами обслуживания, низким уровнем гигиены и недостатком дневного света и вентиляции", - говорилось в постановлении суда.

УФСИН и прокуратура Красноярского края несколько лет вели с Евросудом переписку, отвечая на его запросы. При этом российские чиновники признавали, что условия в изоляторе действительно далеки от норм. В частности, по европейским стандартам на каждого заключенного в камере должно приходиться не менее четырех квадратных метров, а в СИЗО не было и двух.

"Но сейчас ту камеру, где содержался Гришин, не найти, все перестроено, появились новые современные корпуса с удобствами, - рассказал помощник начальника УФСИН по соблюдению прав человека Александр Кузнецов. - Мы выдерживаем европейские нормы, хотя для сотрудников правоохранительных органов и раньше условия здесь создавались получше, чем для других. Грех было жаловаться".

Руководит СИЗО-1 полковник внутренней службы Иван Какоулин. В эту должность он вступил еще в 2001 году, то есть в то самое время, когда в стенах заведения мучился и страдал экс-прокурор Гришин.