Мировая звезда современного искусства Марина Абрамович рассказала телеканалу "Дождь", что никогда в жизни не встречалась с Романом Абрамовичем, хотя в прессе ее много раз называли то его сестрой, то бывшей женой
Телеканал "Дождь"
Мировая звезда современного искусства Марина Абрамович рассказала телеканалу "Дождь", что никогда в жизни не встречалась с Романом Абрамовичем, хотя в прессе ее много раз называли то его сестрой, то бывшей женой
 
 
 
Мировая звезда современного искусства Марина Абрамович рассказала телеканалу "Дождь", что никогда в жизни не встречалась с Романом Абрамовичем, хотя в прессе ее много раз называли то его сестрой, то бывшей женой
Телеканал "Дождь"
502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx

Мировая звезда современного искусства Марина Абрамович рассказала телеканалу "Дождь", что никогда в жизни не встречалась с Романом Абрамовичем, хотя в прессе ее много раз называли то его сестрой, то бывшей женой.

"Должна признать, что мне было бы интересно встретиться с ним. Однажды в Испании, Мадриде, мне не могли найти комнату в отеле, а я была очень уставшая и сделала маленький трюк. Когда меня спросили, связана ли я как-то с Абрамовичем, я выразительно ответила: "Да, конечно". И комнату нашли через пять минут. С нетерпением жду встречи с ним, чтобы рассказать эту историю", - призналась художница.

Надо отметить, что этот забавный факт Абрамович рассказала в конце интервью, которое было посвещено ее творчеству и приурочено к ретроспективе художницы, проходящей в Центре современной культуры "Гараж".

"Мне потребовалось 35 лет работы, чтобы прийти к этой элементарной идее - два человека сидят напротив друг друга в музее. И все происходит. На первый взгляд, кажется, что тут нет объектов, нет инструментов, нет даже истории, ничего не происходит. Ничего нет в начале и ничего нет в конце. Люди просто сидят. Так о чем же этот перформанс? Мы часто думаем о прошлом и живем в будущем, но мы никогда не находимся в настоящем, мы никогда не останавливаемся, чтобы оценить настоящее, а ведь это единственное из времен, на которое можно положиться, это реальность. Ведь в следующую секунду потолок может обрушиться, и нас всех не станет. Настоящее бесконечно, и об этом важно напоминать людям, особенно в таких городах как Нью-Йорк и Москва, где всегда все заняты, вечно бегут куда-то, пишут sms, отправляют mail и болтают по Skype", - рассказала художница.

Напомним, что ретроспектива перформансов "В присутствии художника" сербской художницы Марины Абрамович, которая уже 40 лет занимается искусством радикального перформанса, изучая возможности человеческого духа и тела, предваряется предостерегающей табличкой, что лицам до 16 осматривать проект не рекомендуется, поскольку "выставка включает в себя видео с откровенными сценами, жестокими видеофрагментами и перформанс с участием обнаженных людей".

Чтобы попасть на выставку, надо, преодолевая мучительную неловкость, протиснуться между двумя голыми людьми, смотрящими друг на друга. Они так и будут стоять все дни работы выставки, 595 часов. Это повторение добровольцами, натренированными Мариной Абрамович, перформанса, проведенного ею и ее соавтором-любовником Улаем четверть века назад.

У добровольцев нет внутренней силы и дерзости пары художников, когда-то бесстыдно и пренебрегая опасностью изучавших себя и свои отношения на глазах у всех желающих. Но все равно воспроизведенные перформансы Абрамович - давние и последних лет - производят сильное впечатление и заставляют напрягаться.

Рефреном к дальнейшему действу служит гигантский портрет Абрамович в смирительной рубашке. "Это - метафора: вы можете подвергать каким угодно испытаниям свое тело и в итоге приручить его, но дух - никогда", - сказала художница на превью выставки.

Она не понаслышке знает, о чем говорит - страх смерти, боли и страдания всегда подпитывали воображение Абрамович. И она в буквальном смысле своим телом выражала самые разнообразные идеи - от межличностных до политических. Например, стоя перед готовой в любой момент поразить ее стрелой изучала механизм доверия, а, отмывая горы окровавленных костей в видеоинсталляции-перформансе "Балканское барокко", выражала свое отношение к гражданской войне в Югославии.

Что бы ни делала художница, в конечном счете, по ее собственному признанию, она хотела изменять себя и зрителей ментально и энергетически. "Мы очень быстро живем, все вокруг шумит, а этот проект, самый крупный в моей биографии, - знакомство людей с другим темпом жизни", - пояснила Абрамович. Для нее же, кажется, время давно если не остановилось, то потеряло свою власть - на вид художнице, который вот-вот исполнится 65 лет, не дашь больше 40.

Реконструированные перформансы куратор выставки Клаус Бизенбах поместил в так называемый "черный куб" - затемненный зал, подобный театральному. Его софиты то выхватывают из мрака то пару, соприкасающуюся указательными пальцами, то лежащих обнаженных женщин, накрытых скелетами или же словно парящую в воздухе нагую девушку с разведенными врозь руками и ногами, на самом деле сидящую на вмонтированном в стену велосипедном седле.

Далее следует "белый куб" - там, по сути, демонстрируется музейная ретроспектива: не живые перформансы, а задокументированные на фото и видео полсотни акций Абрамович, а также причастные к ним предметы. Например, недавно найденный фургон, в котором в 1970-е художница жила со своим возлюбленным и партнером Улаем или же 72 предмета из "Ритма 0", в том числе свечи, вата, цепи и помада. Воплощая это перформанс в 1974-м году, Абрамович предложила зрителям делать с ней все, что заблагорассудится с помощью этих вещей. Те вначале стеснялись, а потом искалечили и чуть было не убили ее из предложенного пистолета.

Перформансу 2010 года "В присутствии художника" посвящен отдельный зал. На одной из его стен повесили экраны, которые показывают лица художницы и ее добровольных партнеров: в течение трех месяцев, пока шла ее выставка в нью-йоркском Музее современного искусства (MoMA), Абрамович буквально играла в гляделки с любым желающим.

На московской ретроспективе эта акция получила свое продолжение в виде нейронаучного эксперимента под названием "Измерение магии взгляда". В течение следующей недели любой желающий по предварительной записи сможет вступить в визуальный контакт с Абрамович, а специальные датчики будут в этот момент снимать энцефалограмму мозга участников и выводить его 3D-модель на экраны.

Проект "В присутствии художника" - последняя выставка, которая будет работать до 4 декабря в "Гараже" по прежнему адресу на улице Образцова. Летом центр должен продолжить свою деятельность на новом месте - в павильоне "Времена года" в ЦПКиО им. Горького.