claudet.club.fr

В Светлановском зале Московского международного Дома музыки в понедельник состоялась мировая премьера оперы Моисея Вайнберга "Пассажирка". Произведение прозвучало в исполнении солистов хора и оркестра Московского академического музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. Дирижер - народный артист России Вольф Горелик, сообщает РИА "Новости".

Премьера приурочена к 100-летнему юбилею Шостаковича, и неслучайно, поскольку двух выдающихся композиторов связывали узы дружбы. Шостакович говорил о Вайнберге как о "композиторе большого, самобытного таланта", а Вайнберг утверждал, что он ученик Шостаковича, хотя тот не провел с ним ни одного урока.

Вайнберг широкой публике известен как композитор кино, написавший музыку к фильмам "Укротительница тигров", "Летят журавли" и "Тегеран-43" и мультикам про Винни-Пуха, тогда как вайнберговские симфонические, камерные и оперные сочинения исполняются редко и меломаны давно зачислили его в клуб подражателей Шостаковича. Так что исполнение "Пассажирки" можно считать двойной реабилитацией - и оперы, и ее автора.

В основу сюжета оперы "Пассажирка", которую Шостакович назвал "мастерским, совершенным по стилю и форме произведением", легла одноименная повесть польской писательницы Зофии Посмыш, где рассказывается о послевоенной встрече бывшей узницы Освенцима с надзирательницей. Эта военная тема была мучительно близкой Вайнбергу, вся семья которого погибла в годы войны, а сам он был вынужден покинуть родину.

Сам Моисей (Мечислав) Вайнберг (1919-1996) родился в Варшаве, где в 1939 году закончил консерваторию по классу фортепиано. Вайнберг успел убежать от нацистов из родной Варшавы в СССР в 1939 году. В 1941 году получил диплом минской консерватории, а с 1943 года до конца своих дней жил в Москве.

В СССР композитор подвергся антисемитским преследованиям: в 1953-м был арестован как зять Соломона Михоэлса по обвинению в еврейском национализме, и только заступничество Шостаковича спасло его от лагеря.

Написанная в 1977 году опера никогда не исполнялась. Впервые услышав "Пассажирку" в исполнении автора на рояле, Шостакович сказал: "Это шедевр. Оперу надо немедленно ставить в театре". Тем не менее, ни одному из советских театров, заинтересовавшихся оперой, не удалось ее исполнить, поскольку действовал негласный запрет "сверху". Впоследствии оперу собирались поставить в Праге, но советские идеологи отсоветовали чешским товарищам браться за произведение, отмеченное чертами "абстрактного гуманизма".

Лишь в начале XXI века любители оперного искусства впервые могут услышать это выдающееся музыкальное произведение.