defence.pk

Российские вайшнавы направили Михаилу Горбачеву поздравления в связи с 80-летием. По мнению вице-президента Центра обществ сознания Кришны в России (ЦОСКР) Сергея Зуева, личность первого и единственного президента СССР Михаила Горбачева оказала сильнейшее влияние на возрождение религиозной жизни в стране, в целом, независимо от мировоззренческих взглядов самого юбиляра. Об этом говорится в пресс-релизе, распространенном в среду пресс-службой ЦОСКР.

"В этом году российские вайшнавы отмечают 40-летие с начала распространения этой индуистской традиции в стране. Эта дата связана с приездом летом 1971 г. в СССР известного религиозного деятеля, автора многочисленных переводов и комментариев санскритских сакральных ведических произведений Бхактиведанты Свами Прабхупады (1896-1977), основавшего в 1965 г. духовную организацию Международное общество сознания Кришны (ISKCON).

Однако если до конца 1970-х годов власти не предпринимали каких-то особо суровых мер по отношению к последователям этой традиции, то уже в начале 80-х по стране прокатилась настоящая волна репрессий. Запалом послужила статья зампреда КГБ Семена Цвигуна в журнале "Коммунист", в которой он назвал трех главных врагов советскому строю. Наряду с западным образом мыслей и рок-н-роллом (очевидно, прежде всего, имелись в виду "Битлз") в черную триаду угодили и кришнаиты. В том же году начались конкретные аресты и показательные суды".

Статья Цвигуна не появилась просто так из ничего. Годом раньше председатель КГБ Юрий Андропов направил в ЦК КПСС докладную записку, где сообщал о деятельности разного рода "реакционных организаций", имея под этим в виду в том числе и ИСККОН, и уверил руководство страны в том, что "комитет госбезопасности ведет работу по разложению групп последователей древневосточных религиозно-философских течений, пресечению их миссионерской деятельности в стране" (цитируется по публикации в журнале "Власть" No.31 (834) от 10.08.2009).

"По мнению тех, кто подвергся тогда репрессиям, спецслужбам было не интересно в общем-то именно просто сажать кришнаитов, потому что пересажать в те времена эта могущественная структура могла всех инакомыслящих. Главное – это было добиться отречения от веры, признания своих "ошибок" и публичного покаяния.

Всего спецгруппой "Поиск", которая была создана для работы с кришнаитами и которая была наделена довольно большими полномочиями, было инициировано 8 судов устрашения в разных регионах и республиках бывшего Союза. Нередко осужденных направляли не в тюрьму, а в спецпсихушки, которые в советские времена никогда не пустовали – карательная психиатрия работала день и ночь. Но популярным обвинением было и "нанесение вреда здоровью во время религиозных обрядов" (имелось в виду вегетарианство). В застойные советские годы 227-я статья считалась мертвой, но при кришнаитах она ожила. На допросах кришнаитов пугали и "шпионскими статьями" со всеми вытекающими отсюда последствиями. "227-я – это для начала, - любили "шутить" следователи. – Затем перейдем и к 4-й" (от 10 лет до расстрела).

4 года дали востоковеду и поэтессе Ольге Киселевой (Премавати), которая обвинялась в переписке с зарубежными духовными центрами ИСККОН. Она владела английским, могла переводить и переговариваться с заграницей, а это автоматически означало "прямую связь" с ЦРУ.

Когда ее посадили, она была на девятом месяце беременна. В тюрьме у нее родилась дочь, и ее вместе с малышкой сразу же отправили отбывать срок в колонию, где их разлучили, разрешив свидание лишь по 1 часу в день. Спустя какое-то время Киселевой сообщили, что ее дочь умерла, хотя некоторые заключенные утверждали, что видели ребенка живым. Единоверцы Киселевой написали письмо Нэнси Рейган, которая, узнав о драматической судьбе узницы, обратилась к Раисе Горбачевой с просьбой помочь. Киселеву освободили условно в январе 1986-го.

"Мы очень благодарны Михаилу Горбачеву не только за участие в судьбе невинно осужденных вайшнавов, но и за то, что он внес неоценимый вклад в развитие российско-индийских отношений, придав этому застойному процессу свежий и мощный импульс.

После своей поездки в Индию, где он встречался с тогдашним премьер-министром Радживом Ганди (сыном Индиры Ганди, погибшей от рук убийцы) и его супругой Соней Ганди, ныне возглавляющей партию власти Индийский национальный конгресс (ИНК), Горбачев дал поручение создать при Институте востоковедения РАН Центр индийских исследований. И по сей день этот научно-исследовательский центр, которым ныне руководит Татьяна Шаумян (внучка чрезвычайного комиссара Кавказа, председателя Бакинского Совета народных комиссаров Степана Шаумяна) по-прежнему остается флагманом такого рода аналитической деятельности в нашей стране, учитывая растущее влияние Индии на мировую экономику и интенсивно развивающееся сотрудничество России и Индии.

Кстати, в Москве Бхактиведанте Свами в 1971 г. удалось встретиться только с профессором Григорием Котовским (сыном героя Гражданской войны комбрига Григория Котовского). Профессор Котовский (1923-2001) работал тогда в Отделе Индии и Южной Азии ИВ АН СССР. Беседа Прабхупады с Котовским изложена в сборнике бесед с Прабхупадой "Наука самосознания". Чтобы приехать в СССР, Прабхупада написал письмо в Министерство культуры. Те, разумеется, проигнорировали его просьбу. Ему разрешили въезд только по транзитной визе. Встреча с профессором Котовским была для него единственной официальной встречей".

"Религия в СССР была жестко отделена от государства, хотя на деле для своих целей правящая партия коммунистов всегда использовала и религиозный фактор, который невозможно было вытравить полностью из сознания советского общества и который существовал подпольно или в виде неуничтожимого народного фольклора. Горбачев был первым, кто смело отважился пробить брешь в стене деспотичных идеологических установок и фактически обрушить еще и этот железный занавес", - считает Сергей Зуев.