Global Look Press

"Удивительная история происходит со 100-летием революции. С одной стороны, все, кто еще в России занимается реальным культурным производством, сделали какие-то действительно значимые шаги. Историки левого движения (во главе с Константином Морозовым) провели большую серию семинаров, а, скажем, Валерий Анашвили издал прекрасную серию переводов лучших, самых квалифицированных зарубежных исследований о революции", - пишет публицист Александр Морозов на своей странице в Facebook.

"Все русские специалисты по ХХ веку весь год участвовали в многочисленных научных конференциях во всех университетах Европы, посвященных столетию. И так далее. Не буду перечислять все.

При этом - парадоксальным образом все это не оказывает никакого влияния на формирование национального исторического дискурса в целом. Событие "ни в какую историю не встраивается". Поначалу казалось, что будут укреплять термин "Великая Революция" (объединяющий обе в одну). Но это не получилось. Потому что если это великая революция - то тогда ее и надо праздновать, как французскую, т.е. как центральное событие национальной истории, создавшей современное государство.

Затем возникло совершенно хаотическое смещение всей темы "Матильдой". Причем эта тема ничего не прибавила к пониманию монархизма, поскольку все толклось на почве идеи "осквернения памяти императора" - и непонятно, как в таком случае быть с "великой революцией". Сами чекисты, стоящие ныне во главе государства, вообще собираются праздновать 100-летие учреждения себя Дзержинским в декабре этого года - в отрыве от какой-либо "революции". Никому непонятно, почему они себя не возводят к шпионажу, например, в Великом княжестве литовском при Иване IV, отказываясь от исторической преемственности. При том что, например, "Сбербанк" себя числит с 1841 года и эту дату и празднует корпоративно.

Иначе говоря, гуманитарное знание - вполне европейского уровня - существует как бы в "пузыре", совершенно отдельно от государственного и национального дискурса. Это очень странный исторический случай.

Причем прошло ведь 25 лет со времени распада СССР. За такой срок-то можно расставить всех слоников в определенном порядке на каминной полке? А здесь такое впечатление, что в квартире нет взрослых. Тут живет один пятилетний ребенок, у которого все слоники разбросаны по квартире как попало каждый день".