Демонстрация рабочих и солдат Петрограда. 25 октября (7 ноября) 1917 года
© РИА Новости
Демонстрация рабочих и солдат Петрограда. 25 октября (7 ноября) 1917 года
 
 
 
Демонстрация рабочих и солдат Петрограда. 25 октября (7 ноября) 1917 года
© РИА Новости

"Сто лет назад в стране пришли к власти люди с идеей учреждения нового мирового времени. Старое время они намеревались победить, имея заранее созданную политическую организацию армейского типа и распространяя принципы ее функционирования на всю страну, на ее хозяйственный и культурный уклад", - пишет в Facebook вице-президент фонда "Либеральная миссия".

"Свои цели, чего бы они ни касались, - от внешней политики до искусства - и способы их достижения они описывали языком войны. Они подчинили юридический закон закону историческому, оформленному в виде "научной идеологии", согласно которой новое мировое время неизбежно, а потому миллионы тех, кто в него не вписывался или подозревался в неспособности вписаться, ставились вне закона и уподоблялись военному противнику.

Результатом их правления стала ядерная сверхдержава, которой в мире опасались, но учрежденное ею новое время даже в странах, в нем оказавшихся, воспринимали временем отставания, а не опережения, ибо привлекательных образцов мирной повседневности в нем не обнаруживали. Что в конце концов заставило страну-первопроходца перенимать опыт стран, живущих во времени, ранее объявленном навсегда прошедшим.

Эти заимствования, в свою очередь, обернулись тем, что могучая военная держава развалилась, когда на нее никто не нападал и нападать не собирался. Она начиналась как беспрецедентная и беспрецедентно ушла в прошлое. Оставив своей уменьшившейся в размерах преемнице атомные бомбы с ракетами и дефицит исторической энергии, вычерпанной предшествующей войной со временем. И еще инерцию державного величия, которое в этот день ежегодно стало символизироваться воспроизведением военного парада 1941 года без упоминания о празднике, к которому он был приурочен.

А не только в этот день - напоминанием о себе миру суетливыми внешнеполитическими силовыми акциями, от него изолирующими. Но теперь уже без притязаний на первопроходческую миссию, а исключительно ради исторического выживания, которому, однако, такие акции не столько способствуют, сколько препятствуют".