АГН Москва / Иванко Игорь

"Вчера был День Конституции. В этот день, как никогда заметно, насколько среди российской образованной публики развит культ позитивного писаного права - на Ее Величество Конституцию дрочат все. От кремляди до оппозиции. Так, будто это священное писание, дарованное господом богом, а не позорная бумажка, спешно принятая одними номенклатурными жуликами после победы над другими номенклатурными жуликами в 1993-ем году. В 90-ые у оппозиции был хороший лозунг: "соблюдайте ВАШУ конституцию". И с тех пор она нашей так и не стала", - пишет публицист в своем Telegram-канале.

"Впрочем, ладно. Поговорим в целом о конституции. Является ли конституция источником права? Нет, не является. Люди наделены правами по умолчанию. Источник представлений о справедливости - все общество целиком, в котором существует консенсус о самых общих правилах поведения. Закон - попытка эти правила записать. И она изначально ущербна по принципу "мысль изреченная есть ложь". Поэтому не стоит обожествлять конституцию - принципы справедливости стоят над нею, их никак не прописать полностью.

Однако конституция выполняет важную техническую функцию. Какую? Для этого обратимся к стране-пионеру конституционализма - США. Отцы-основатели решали простую задачу: как защитить индивида от принуждения? А кто главный источник принуждения? Государство. Проще говоря, конституция - это механизм, созданный, чтобы защищать человека от произвола со стороны власти.

Таким образом, если там написано "частная жизнь неприкосновенна" - это значит, что государство не может в нее совать свой нос. Если написано "разжигание розни запрещено" - запрещено оно для государства. Разумеется, государство также обязано защищать индивидов от принуждения со стороны других. Но конституция - это не моральный кодекс поведения индивида, а, прежде всего, список ограничений для государственной власти.

Но в этом смысле конституция, составленная как список прав и свобод, имеет недостаток - государство склонно толковать ее в стиле "что не разрешено, то запрещено". То есть, уважать ТОЛЬКО те права, которые явно прописаны в конституции (а бумажка по определению не может полностью описать все права). Так всякие спецслужбистские рожи могут заявлять, что "никакого права на телеграм у вас нет" (а свобода печати/тайна переписки - это, дескать, "про другое"). Американские левые атакуют право на оружие по линии Второй поправки - мол, там речь про ополчение, которого давно нет (хотя право на оружие - частный случай общей свободы).

Об этом когда-то беспокоился Александр Гамильтон - он был против принятия Билля о правах именно из опасений его "узкой" трактовки. Билль о правах был принят, но в него вошла очень важная Девятая поправка (возможно, самая важная из всех): "Перечисление в Конституции определенных прав не должно толковаться как отрицание или умаление других прав, сохраняемых народом".