Global Look Press

"Второй фигурант "новой болотки", она же "дело 26 марта", Александр Шпаков получил полтора года общего режима. Получил в особом порядке - то есть за один день, без обсуждения доказательств и без возможности нормального обжалования приговора. Точно так же слушалось и первое дело Юрия Кулия", - пишет адвокат на своей странице в Facebook.

"Серийное применение "особого порядка" по политическим делам - новинка этого сезона. Политические дела обычно планируются и ведутся как показательные, расследование независимо от сложности редко идет меньше года, человеку дают пожить в СИЗО, распробовать и прочувствовать.

В свое время я сам рассказывал судьям, которые приезжали повышать квалификацию в академию при Верховном суде, как правильно срезать углы, чтобы дело, которое халтурно подготовили к особому порядку на следствии, можно все-таки было рассмотреть по упрощенной процедуре, когда этого хотят все участники. Дело в том, что в обычном случае это выгодно обвиняемому - хотя УК формально не дает никаких гарантий, адекватный судья негласно оценивает согласие на особый порядок как "очень смягчающее обстоятельство" и присуждает по минимуму.

Обратная сторона, правда, то, что отказ судиться упрощенно многими судьями воспринимается как обстоятельство отягчающее. Но это все касается общеуголовных дел, а для политических упрощенное разбирательство до сих пор было редкостью. После того как первый судившийся по "старой болотке" Максим Лузянин согласился на него и получил 4,5 года, что в 2012-м казалось невероятно жестко, мало кто шел на подобные эксперименты над собой.

По "делу 26 марта" есть информация, что по всем уже пятерым арестованным следствие не только мешает входить в дело адвокатам, приглашенным родными, но и сильно давит в пользу подписания обвиняемыми ходатайства об особом порядке. Последнего из них задержали только 14 мая, судя по всему, следователи продолжают искать людей на видеозаписях.

Вдруг это прочтет кто-то из тех, кому все это предстоит. Я не могу на пальцах объяснить все последствия и все "за" и "против" особого порядка, тем более что в каждом случае они разные. Просто помните, что пока у вас не будет возможности обсудить эту тему с тем адвокатом, которому вы полностью доверяете, не нужно на него соглашаться. Ни ставить подпись, где галка, ни писать под диктовку следователя "моим правом, предусмотренным ст. 314 УПК, воспользоваться желаю", ни другое, чего вы не до конца понимаете".