В итальянской Модене найден единственный в мире набросок Рафаэля к известной картине "Святое семейство или Жемчужина" (Sacra Famiglia, o Perla) 1518 года
museodelprado.es
В итальянской Модене найден единственный в мире набросок Рафаэля к известной картине "Святое семейство или Жемчужина" (Sacra Famiglia, o Perla) 1518 года
 
 
 
В итальянской Модене найден единственный в мире набросок Рафаэля к известной картине "Святое семейство или Жемчужина" (Sacra Famiglia, o Perla) 1518 года
museodelprado.es

В итальянской Модене найден единственный в мире набросок Рафаэля к известной картине "Святое семейство или Жемчужина" (Sacra Famiglia, o Perla) 1518 года. Истину установили в пизанской лаборатории, сообщает Reuters.

Речь идет о маленькой дощечке размером 30-40 см с портретом миловидной женщины, склонившей голову направо. Картина веками пролежала в запасниках галереи семьи д'Эсте в Модене, прежде чем была найдена куратором художественных музеев в провинциях Модена и Реджо-Эмилия Марио Скалини. Лик дамы показался ему смутно знакомым: нечто подобное чиновник видел среди работ Рафаэля.

Просмотрев все работы мастера, Скалини обратил внимание на хранящееся в мадридском музее Prado "Святое семейство" 1518 года. "Это произведение Рафаэлю заказал граф Каноссы. Художник успел сделать только несколько набросков и нарисовать головку женщины, которую мы и пытались атрибутировать. Рафаэль скончался, и доделывать полотно пришлось одному из рафаэлитов — Джулио Романо. Готовую картину приобрел кардинал Ипполит д'Эсте. Вскоре после этого он продал шедевр, а дощечку оставил", — рассказал Скалини в интервью агентству.

Портрет затерялся среди 27 тыс. других предметов искусства, хранившихся в галерее семьи д'Эсте, и долгое время считался подделкой XIX века. "Картина привлекла мое внимание своей гигантской резной золоченой рамкой, которая явно стоила огромных денег. Какой смысл было ее покупать для обычной копии? Очевидно, что тот, кто выбирал эту рамку, знал об истинном авторстве и цене картины", — вспоминает Скалини.

Он обратился за справкой в архив галереи, где действительно нашлись сведения об изображении головы Мадонны работы Рафаэля, при этом без указания даты продажи или дарения этого произведения.

Чтобы доказать свою гипотезу, Скалини заказал экспертизу в пизанской лаборатории Art-Test, которая обошлась ему в 10 тыс. евро. Необходимую сумму чиновник заблаговременно получил в Народном банке Эмилии-Романьи.

Проведя неинвазивную диагностику, специалисты Art-Test подтвердили догадку Скалини, обнаружив под более поздними слоями краски оригинал начала XVI века. "Историческая реконструкция и компьютерное обследование позволяют нам уверенно заявить, что это действительно произведение кисти Рафаэля", — заявил инспектор.

На вопрос журналистов, почему он не взял средства на экспертизу у руководства самой галереи, Скалини ответил, что у организации "уже три года нет денег", и добавил, что за дощечку можно будет выручить на аукционе как минимум 30 млн евро. "Этой зимой набросок Рафаэля схожих размеров продали за 29 млн. Думаю, будет логично предположить, что "Голову Мадонны" оценят еще дороже", — объясняет свой эстимейт инспектор.