В Петербурге сотрудники СКР силой отбили свидетеля прямо в кабинете председателя суда
Следственное управление Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по Санкт-Петербургу
В Петербурге сотрудники СКР силой отбили свидетеля прямо в кабинете председателя суда
 
 
 
В Петербурге сотрудники СКР силой отбили свидетеля прямо в кабинете председателя суда
Следственное управление Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по Санкт-Петербургу

В Санкт-Петербурге разразился крупный скандал во время слушаний по делу о рядовом рейдерском захвате. Следственная бригада буквально силой забрала свидетеля обвинения, который должен был дать некие показания. Помешать незаконным действиям работников Следственного комитета России (СКР) не смогла даже председатель суда.

Адвокаты свидетеля Владимира Забаринского, который стал объектом следственного произвола, будут обжаловать действия СКР и ГУВД, сообщает "Фонтанка.ru". Во вторник суд так и не смог выслушать его показания, поскольку Забаринского заковали в наручники и силком отвезли на допрос в Следственный комитет.

Владимир Забаринский проходит свидетелем обвинения по делу о рейдерском захвате Мебельного торгового дома, в котором обвиняют бизнесмена Александра Слывуса. 30 ноября Кировский районный суд как раз должен был заслушать его показания вместе с свидетельствами других очевидцев.

Как рассказывают участники процесса, Забаринский отдал секретарю повестку и паспорт, а потом остался ждать в коридоре. В этот момент к нему подошел один из сотрудников выездной бригады СКР (именно она расследует случаи рейдерства) - следователь Маслов. Сотрудник ведомства увел Забаринского на первый этаж, где на повышенных тонах стал спрашивать свидетеля, зачем он пришел на суд, если его "не раз предупреждали этого не делать". Маслов также пообещал задержать его.

Свидетелем этого курьезного разговора, учитывая "обвинительный статус" свидетеля, стал один из адвокатов Слывуса. Забаринский при этом якобы объяснил Маслову, что уйти не может, так как получил повестку и уже отдал паспорт. После чего он опять поднялся на второй этаж и сел у зала, где должно было пройти заседание.

"Когда дверь в зал суда открылась, Забаринский заглянул и сообщил судье, что ему нужно забрать паспорт, так как его задерживают", - рассказала адвокат подсудимого Наталья Дуванская. В этот момент пришел и Маслов, которого судья попросила предъявить документы, на основании которых следователи забирают свидетеля. Маслов лишь пообещал, что "сейчас все бумажки будут". "Судья резонно отметила, что когда будут документы, тогда они смогут забрать свидетеля", - передает ее слова Наталья Дуванская.

После этого служитель Фемиды поставила в известность о произошедшем председателя суда Ирину Савельеву, которая предложила до дачи показаний разместить свидетеля в своем помещении. По словам Дуванской, вскоре в кабинет председателя довольно решительно вошли сотрудники СКР во главе с Масловым, сотрудники патрульно-постовой службы милиции Кировского района и судебные приставы. Забаринского заковали в наручники и стали выводить из кабинета, так и не предоставив никаких документов. Адвокаты и работники суда попытались этому воспрепятствовать.

Председатель суда Ирина Савельева подтвердила впоследствии факт стычки, произошедшей в ее кабинете между работниками суда и следствия. По ее словам, сотрудники СКР действительно пытались вывести свидетеля без каких-либо оснований, из чего у нее сложилось впечатление, что они препятствуют даче показаний.

По словам Дуванской, уже в коридоре, куда в наручниках вывели Забаринского, даже произошла небольшая потасовка, в результате которой со свидетеля сняли наручники, и он все-таки смог ответить на вопросы суда.

"Исходя из тех показаний, которые он дал, я не понимаю, чем его слова могли напугать следствие и обвинение, чьим свидетелем он, напомню, является", - прокомментировала странное поведение следователей адвокат Дуванская.

По словам участников процесса, в суде Забаринский рассказал о дружеских отношениях с уже осужденным по этому делу. Однако он отрицал, будто что-либо знает о захвате Мебельного дома.

В итоге выступившего в суде Забаринского задержали и препроводили в здание на набережной реки Мойки, где дислоцируется выездная бригада СКР. Там его тоже допросили.

Борьба с рейдерством как "чистка рядов" в МВД

По версии следователей, в июле 2006 года предприниматель Александр Слывус помогал Михаилу Слиозбергу завладеть Мебельным торговым домом, расположенным в доме №137 на Ленинском проспекте. Сам Слиозберг живет сейчас в Израиле и объявлен в международный розыск. Дело слушается в Кировском районном суде с июня 2010 года.

Ранее другой обвиняемый по этому делу уже получил 5 лет лишения свободы условно. Его судили в особом порядке.

Примечательно также, что главным свидетелем по данному делу выступает Бадри Шенгелия, который замешан во многих рейдерских захватах. По некоторым данным, он заинтересован оговаривать других людей и вести следователей по ложному пути, чтобы самому избежать ответственности. Так или иначе, но в расследованиях рейдерских захватов в Северной столице уже пересеклись интересы петербургских и московских правоохранительных ведомств, а прежние высокопоставленные сотрудники УБОП сами попали под следствие.

Так, в Октябрьском суде Петербурга сейчас рассматривается дело бывших сотрудников управления по борьбе с организованной преступностью (УБОП) Азера Алиева и Василия Боровицкого. Их обвиняют в соучастии в рейдерском захвате Фрунзенского плодоовощного комбината (ФПК). На этом процессе также фигурирует имя Слиозберга, который даже заочно выступил на процессе со стороны защиты. Адвокат Алиева Кирилл Москалев специально съездил в Израиль, где "опальный" бизнесмен изложил свое отношение к происходящему.

Напомним, что захват ФПК стал поводом для целого ряда уголовных дел, в которых фигурируют, наряду с самим Слиозбергом, ряд сотрудников различных подразделений ГУВД, включая бывшего заместителя начальника УБОП Владимира Сыча. Роль же Алиева и Боровицкого, по версии следователей, заключалась в том, что они по распоряжению своего начальника Сыча получили у собственника ФПК Семена Шубика образцы его подписи на чистых листах, которые потом якобы попали к людям Слиозберга, захватившим в итоге комбинат.

После задержания подчиненных столичными следователями Владимир Сыч провел специальную пресс-конференцию, на которой назвал это дело провокацией сотрудников центрального аппарата МВД, с которыми у него был производственный конфликт. "Убоповец" также высказал предположение, что "москвичи" вступили в оперативный сговор с другим известным рейдером, Бадри Шенгелией.

Вскоре после этого Владимир Сыч сам стал обвиняемым по тому же делу о захвате ФПК. В настоящее время его дело рассматривает Фрунзенский суд, писала газета "Коммерсант".

В показаниях Слиозберга, озвученных в суде 15 ноября, бизнесмен раскритиковал официальную версию и выдвинул собственную. По его словам, фамилии Алиева и Боровицкого он узнал из СМИ, а юриста Александра Рожкова, назвавшего следствию его фамилию в качестве заказчика преступных действий, обвинил в оговоре. По данным проживающего в Израиле коммерсанта, Рожков был арестован за вымогательство и "купил себе свободу с помощью показаний на Слиозберга и Сыча".

Слиозберг также отметил, что летом 2005 года собственник ФПК Семен Шубик решил продать свой бизнес некоему гражданину Елисееву, причем интересы Шубика представлял отставной генерал "то ли МВД, то ли ФСБ". Когда сделка была близка к завершению, выяснилось, что ИМНС №15 внесла в ЕГРЮЛ изменения, согласно которым Семен Шубик исчез из реестра собственников ФПК. По мнению Слиозберга, это стало следствием вмешательства Бадри Шенгелии (в настоящее время осужден по другому делу о рейдерстве), который подтвердил Михаилу Слиозбергу его предположения и потребовал 1 миллион долларов отступных. Покупатель Елисеев на это якобы согласился, в результате чего Семен Шубик получил за свое имущество на 1 миллион долларов меньше. В итоге продавец попытался вернуть ФПК назад с помощью правоохранительных органов.

Со своей стороны, защита Алиева и Боровицкого заявила ходатайство о прекращении уголовного преследования в связи с непричастностью к преступным деяниям. При этом было указано, что СКР не возбуждал отдельного уголовного дела в отношении оперативников, а выделил его из большого дела о захвате ФПК, что, по мнению адвокатов, является нарушением.

У Слиозберга требовали "показаний на Сычару"

Слиозберг Михаил Леонидович родился 26 августа 1973 года. Детство и отрочество будущего бизнесмена со связями проходили в депрессивном Купчино. Собственно, поэтому его иногда называли Мишей Купчинским. Отсюда и былая юношеская связь с группировкой Александра Анисимова по прозвищу Акула. Именно он "курировал" этот район в целом и "Звездный рынок" в частности.

В конце 2001 года Акула получил 8 с половиной лет лишения свободы за похищение человека и вымогательство. Определенные контролирующие функции на рынке перешли к его младшим приспешникам, в том числе и к Слиозбергу.

В 2006-2007 годах имя Михаила Слиозберга всплывало в связи с громкими рейдерскими скандалами в Северной столице. Тогда были выявлены сразу четыре преступные группировки, активно занимавшиеся недружественным поглощением чужого имущества. Лидерство в одной из таких группировок приписывали Михаилу Слиозбергу. Однако в отличие от Бадри Шенгелия, Владимира Кумарина, Андрея Леухина и других "авторитетных" коммерсантов задержать Слиозберга не удалось.

Летом 2007 года он был объявлен в международный розыск, а год спустя журналистам удалось поговорить со Слиозбергом по телефону. Тогда он приоткрыл завесу над тем, как работают российские следственные органы.

Миша Купчинский подтвердил, что в 1998 году работал заместителем директора рынка "Звездный" по перспективному развитию. В это время "Сыч во главе своих соратников Гусева и компании инициировали возбуждение уголовного дела" в отношении руководителей страховой компании "Доверие". "Статью они придумали - вымогательство", - добавил Слиозберг.

Обвинение было предъявлено не только Мише Купчинскому, но и главе компании Рудницкому, который, к тому же, был профессором финансово-экономического института, а также ряду его сотрудников.

"Дело подшивал легендарный, в кавычках, следователь Бобовский Иван Владимирович, а помощницей у него была следователь Панарина, - пояснял Слиозберг. - Она же гражданская жена Гусева. Он же товарищ Сыча".

Однако в тот раз у Владимира Сыча ничего не вышло, и уголовное дело развалилось.

В 2004 году в отношении Слиозберга та же "группа Сыча" возбудила еще одно уголовное дело. "И я имел удовольствие вновь общаться с Гусевым, Панариной и Петровым, - рассказывал бывший глава рынка. - Меня задержали на двое суток, опосредованно предлагали какие-то неформальные отношения, вплоть до показаний на Кумарина. И еще черт-те что было. Именно тогда я понял, что "дружная семейка" не ладит между собой".

По словам предпринимателя, такой вывод он сделал со слов Панариной, которая предложила в обмен на свободу дать показания "на Сычару". "Это цитата", - подчеркнул в телефонной беседе Слиозберг.

Отметим, что упоминавшийся коммерсантом Владимир Барсуков (Кумарин) был осужден осенью 2009 года на 14 лет лишения свободы за рейдерство.

По поводу своего пребывания в Израиле Михаил Слиозберг утверждал, что ни от кого не скрывается и приехал туда еще до того, как был объявлен в розыск. "Это уже потом Генпрокуратура приклеила меня к Фрунзенской базе, а к ней присоединила то дело 2005 года, по которому у меня не было даже подписки о невыезде", - отметил бизнесмен.

На вопрос с предложением вернуться бывший глава "Звездного рынка" ответил категорическим отказом, назвав все происходящее в России нехорошим словом. "Нет уж - увольте! Вот вы мне звоните и говорите, что веселье дошло до такого градуса, что борцы с рейдерами и со мной уже друг друга жрать принялись. Мне зачем нырять в эту бадью с дерьмом? Я же не в Турции", - закончил разговор Михаил Слиозберг.