В Иркутске осуждены студенты, прозванные за 6 убийств "академовскими молоточниками"
Главное управление МВД России по Иркутской области
В Иркутске осуждены студенты, прозванные за 6 убийств "академовскими молоточниками"
 
 
 
В Иркутске осуждены студенты, прозванные за 6 убийств "академовскими молоточниками"
Главное управление МВД России по Иркутской области

Во вторник в Иркутске был оглашен приговор двум молодым людям, ставшим серийными убийцами прохожих. Криминальный дуэт националистов использовал при нападениях молоток, биту, нож и видеокамеру. Преступления совершались в микрорайоне Академгородок, причем среди потерпевших от действий "молоточников" оказались дети и беременная девушка.

21-летний студент-медик Артем Ануфриев по решению суда будет отбывать пожизненный срок лишения свободы в колонии особого режима. Его однокурсник Никита Лыткин отделался 24 годами заключения. Причем первые пять лет он проведет в тюрьме, а лишь потом будет этапирован в исправительную колонию строгого режима, сообщает официальный сайт ГУ МВД по Иркутской области.

Суд также обязал осужденных выплатить 2 миллиона 750 тысяч рублей в виде компенсации морального вреда потерпевшим и родственникам погибших.

"Ну что, доволен?" - крикнул следователю Ануфриев после оглашения приговора. Лыткин же просто повернулся ко всем спиной и молчал.

Родственники жертв остались недовольны наказанием для Лыткина, которое они посчитали слишком мягким и намерены обжаловать, пишет "Тайга.инфо". Хотя идеологом и лидером в банде был Ануфриев, но добивал жертв и активно глумился над трупами именно Лыткин.

С декабря 2010 по март 2011 годов осужденные студенты-первокурсники держали в страхе самый интеллигентный микрорайон Иркутска. Жители Академгородка, среди которых много профессоров, ученых и академиков, просто боялись выходить на улицу. Маньяки нападали на пожилых людей, детей и всех, кто не мог дать отпор. В одном случае они напали на беременную женщину, которая шла по улице вместе с малолетней племянницей.

В уголовном деле фигурируют почти два десятка потерпевших. Некоторым из них удалось выжить, но они на всю жизнь остались инвалидами.

Убийцы выискивали жертв ночью или ранним утром, вооружившись молотками. Первокурсники даже не грабили своих жертв, поскольку их интересовали лишь муки и предсмертные судороги потерпевших.

Свои "подвиги" изуверы снимали на камеру, а также с наслаждением рассказывали о содеянном в интернете. Именно этот цинизм позволил разоблачить преступников, поскольку полиция и судмедэксперты даже не во всех случаях смогли установить сам факт убийства.

"Раскрыть преступление помог родственник одного из убийц, - рассказывал начальник пресс-службы ГУВД Иркутска Александр Попов. - В полицию пришел дядя Никиты Лыткина. Он принес видеокамеру, которую несколько дней назад одолжил племяннику".

В памяти камеры обнаружилась страшная сцена, на которой молодые люди измываются над трупом женщины. Под одобрительное хихиканье друг друга приятели отрезали ножом ухо, втыкали нож в глаз, нос, резали рот.

По видеозаписи оба первокурсника, учившиеся ранее в 19-й школе и жившие по соседству, были опознаны. 5 апреля 2011 года "молоточников" задержала полиция. На тот момент Ануфриеву исполнилось 19 лет, а его подельник едва успел стать совершеннолетним.

А уже через несколько дней после задержания юноши рассказали на допросе об убийстве подростка из их родной школы. "Мальчика убили в лесном массиве. Парни шли мимо горки, увидели ребенка и неожиданно набросились на него, - рассказывал пресс-секретарь управления СК РФ по Иркутской области Владимир Саловаров. - Один ударил его по голове бейсбольной битой, а другой - деревянным молотком. Парни даже не волновались, что их найдут, они были полностью уверены в своей безнаказанности".

Расчет маньяков полностью оправдался. Осматривавшие труп 12-летнего Даниила Сменова медики решили, что школьник просто неудачно скатился с горки и ударился головой о березу. Поэтому убийц даже не стали искать.

Следующей жертвой юных маньяков стала 69-летняя сотрудница Института земной коры и СО РАН Ольга Пирог.

Оказавшись в УВД, убийцы не испытывали раскаяния и жалели только о том, что не забили до смерти еще больше ни в чем не повинных людей. "В ходе процесса подсудимые неоднократно меняли показания, пытались переложить вину друг на друга, придумывали мифических сообщников, чтобы затянуть рассмотрение дела", - рассказали в полиции.

Правда, потом Артем Ануфриев попросил прощения и объяснил свои действия тем, что подпал под влияние вредных националистических и неонацистских идей. "Свой страшный путь я начал с общения с националистами. Это люди, которые, якобы защищая интересы своей нации, совершают преступления самого разного характера. Они пропагандируют свое поведение в интернете, проводят тренировки по рукопашному и ножевому боям, проводят марши, учебные стрельбы и после достаточной подготовки совершают избиения, убийства, устраивают беспорядки на улицах", - признавался арестованный.

"Идеологическую" подоплеку убийств отметили и в полиции. "У правоохранительных органов имеются основания полагать, что подсудимые являлись приверженцами крайних экстремистских взглядов и объединились на почве человеконенавистничества, - подчеркнули в МВД. - Среди вещественных доказательств тому - обширная переписка в сети интернет, видеозаписи преступлений и глумления над трупами".

Артем Ануфриев вырос в Академгородке. Мать Нина Алексеевна воспитывала его в одиночку. С детства он рос замкнутым и тихим ребенком. По настоянию родительницы он окончил музыкальную школу и играл в дворовой группе на гитаре, а также читал стихи на творческих вечерах.

Потом юный интеллигент всерьез увлекся интернетом. Следователи считают, что там молодые люди узнали про криминальную историю "днепропетровских маньяков", которые летом 2007 года убили 21 человека. Посмотрев снятые убийцами видеоролики, студенты решили действовать так же, подражая серийным убийцам.

В итоге молодым людям предъявили обвинение по 16 эпизодам, из них 6 убийств и 10 покушений на убийство. Также подозреваемым инкриминировали создание экстремистской банды и надругательство над трупами. Уголовное дело составило 49 томов. Судье были представлены видеозаписи проверки показаний убийц на месте преступления (более 40 часов) и переписка Ануфриева из социальной сети "ВКонтакте" (4600 страниц печатного текста). По делу были допрошены 15 потерпевших, свыше 50 свидетелей, специалистов и экспертов.