В 2003 году Равиль Аскаров был задержан, обвинен в убийстве и осужден на пятнадцать лет
«Комсомольская правда - Екатеринбург»
В 2003 году Равиль Аскаров был задержан, обвинен в убийстве и осужден на пятнадцать лет
 
 
 
В 2003 году Равиль Аскаров был задержан, обвинен в убийстве и осужден на пятнадцать лет
«Комсомольская правда - Екатеринбург»

Бизнесмен из Свердловской области 5 лет провел в тюрьме по обвинению в убийстве, которого не совершал. Лишь через годы его невиновность была доказана. Настоящий же убийца не найден до сих пор.

Семья пострадавшего жителя города Алапаевск Свердловской области намеревается через суд добиваться возмещения морального и материального ущерба, понесенного в результате следственной и судебной ошибки, пишет "Комсомольская правда".

Как считает пострадавший, дело против него было сфабриковано с целью разорить его бизнес. Одного оборудования у невинно осужденного изъяли на три миллиона рублей. При этом ни милиция, ни сотрудники прокуратуры и суда даже не извинились перед пострадавшим за ошибку.

В 2003 году Равиль Аскаров был задержан, обвинен в убийстве и осужден на пятнадцать лет. Почти пять лет он провел в СИЗО и колонии, прежде чем была доказана его невиновность.

Жертвой милицейского произвола стал коренной алапаевец Равиль Аскаров, который к моменту своего ареста имел бизнес по производству пиломатериалов. Предпринимателя обвинили в убийстве 20-летней Елены Даниловой. Утром 13 января 2003 года девушка отправилась на работу и пропала: примерно в 6:00 она села в синие "жигули" и больше ее никто не видел. Тело Даниловой нашли через несколько дней вдали и от дома, и от работы.

Манипуляции с уликами

Вечером 5 февраля в дом Аскаровых сразу на трех машинах приехали 15 сотрудников милиции и прокуратуры с обыском. Понятыми пригласили соседку и водителя милицейской машины. Позже, в суде, они рассказали все, как было, но их показания не были приняты во внимание.

Соседка, например, заявила, что при обыске никто, как положено в таких ситуациях, фотосъемку не делал. Однако судья решил отнестись к ее показаниям критически: дескать, соседка - бедная пенсионерка, а Аскаров всегда помогал таким людям и "был с ними в хороших отношениях".

Алиби подозреваемого, которое могли подтвердить два его сына, также в расчет не бралось.

Отметим, что роковой для подозреваемого стала именно его уверенность в собственной невиновности. Как человек с чистой совестью, Аскаров спокойно впустил милиционеров в дом, толком даже не проверив у них документы. Подписывал бумаги там, куда упирался палец старшего следователя прокуратуры Натальи Шустовой, пишет издание.

Когда же милиционеры полезли осматривать автомобиль предпринимателя, тот видел лишь широкие спины стражей порядка.

Отодрав примерзшие на морозе коврики в салоне, сотрудники милиции извлекли из машины два шнурка в конверте, что и было зафиксировано в присутствии понятых. Позже эти находки фигурировали в деле как "орудие убийства".

При этом тогда никто не обратил внимание на то, что под ковриком был слой грязи и льда, а улики оказались абсолютно чистыми и сухими. Также в протоколе обыска одна веревка названа "короткой", а длина второй не указана вовсе.

Теперь Аскаров уверен, что "вещдоки" ему были подброшены по указанию того, кто хотел "задавить его бизнес". Однако называть имена недоброжелателей, по вине которых он отсидел пять лет в тюрьме, Аскаров не торопится.

"Я думаю, что жизнь расставит все на свои места", - говорит потерпевший. По его словам, он не хочет "ставить других в такое положение, в котором был сам".

Теперь кажется диким, что следователю "не пришло в голову" измерить длину предполагаемого орудия убийства прямо на месте находки. Даже позже в суде не нашлось линейки и свидетель вынуждена была на глазок демонстрировать длину важнейшей улики.

Оказалось, что длина найденной веревки - 20 сантиметров, однако на экспертизу был отправлен шнур длиной 97 сантиметров, происхождение которого не известно.

"Когда мне его предъявили для опознания, я просто вскипел", - горячится Аскаров. В следствии даже не потрудились подобрать веревку одинаковой толщины с теми экземплярами, которые фигурировали в деле прежде.

96 жалоб за 5 лет

Сразу после приговора все оборудование фирмы осужденного было изъято в погашение гражданского иска в размере 410 тысяч рублей морального ущерба родителям погибшей. На то, что имущество, нажитое в браке, принадлежит супругам в равных долях, в суде даже не обратили внимания. Два станка, пилорама и мостовой кран были изъяты по цене вдвое-втрое ниже реальной стоимости.

Аскаровы знают, что теперь их оборудование принадлежит знакомому прокурора города.

Все пять лет жена осужденного Ирина писала жалобы в разные инстанции. Но письма отправлялись "вниз", в Алапаевск, и ответы приходили за подписью заместителя прокурора Алапаевска Глухова, который выступал обвинителем на процессе, пишет газета.

Однажды к доводам защиты Аскарова, изложенным на 40 страницах, все-таки прислушались в Верховном суде. После письма заместителя председателя суда высшей инстанции областной суд отменил приговор, назначил новое судебное рассмотрение.

Ирина добивалась, чтобы дело рассматривалось в другом городе. "Здесь (в Алапаевске) столько наворочали, что уже не смогут признаться в том, что были неправы", - говорила жена осужденного. В 2007 году суд Алапаевска решил оставить приговор в силе.

Только в 2008 году судебная коллегия по уголовным делам областного суда решила, что "причастность Аскарова к преступлениям не подтверждена доказательствами". Невинно осужденный был реабилитирован.

По словам Ирины, адвокат Эльвира Гербель "плакала в трубку", когда сообщала ей долгожданную весть о торжестве справедливости.

Даже после оправдательного решения суда Аскарова еще полмесяца продержали за решеткой, вместо положенных трех дней на оформление бумаг. Эти четырнадцать дней тянулись для Аскарова дольше, чем предыдущие пять лет. А на выходе из тюрьмы у офицера, увидевшего документы, глаза стали круглыми. Он не слышал о таком, чтобы человек отсидел такой срок и был полностью оправдан, пишет издание.

Теперь Аскаров признается, что только вера в справедливость помогала ему выжить. За прошедшее время он написал 96 обращений. "Надо мной смеялись те, кого я называл "засланцами" - осужденные, сотрудничавшие с администрацией", - добавляет Аскаров.

Однако самое страшное он видит даже не в том, как с ним обошлись, а в том, что "настоящего убийцу сейчас никто не ищет".