Регионы составили свой список из 1148 системообразующих предприятий
Минрегион России
Регионы составили свой список из 1148 системообразующих предприятий
 
 
 
Регионы составили свой список из 1148 системообразующих предприятий
Минрегион России

Правительство РФ помимо основного списка А системообразующих предприятий, так называемого топ-295, составленного на федеральном уровне, утвердило список Б, сформированный регионами. В него вошли 1148 предприятий. В декабре 2008 года Владимир Путин обещал, что они смогут претендовать на господдержку наравне с топ-295, и регионалы очень на это рассчитывали. Однако следом Минрегион издал приказ №64, который фактически лишает их доступа к федеральному бюджету, пишет РБК daily.

В регионах признаются, что, когда списки верстались и направлялись в Минрегион, четких критериев для попадания в них не было - главное, чтобы перечень местных претендентов на господдержку не дублировал федеральный, а кандидаты были значимы для местной экономики. Какие-то регионы ограничились одним-двумя предприятиями (Алтай, Ингушетия), какие-то не остановились и на сорока (Ростов­ская область, Краснодарский край). Впрочем, кон­кретных обещаний регионам власти не раздавали, ограничившись расплывчатым словом "господдержка".

Перечень из 1148 предприятий регионального значения уже утвержден Минрегионом. Но достанется ли кому-то из них хоть кусочек бюджетного пирога - большой вопрос. Когда списки были утверждены, министр регионального развития Виктор Басаргин издал приказ №64, который ставит эту возможность под сомнение. В соответствии с документом губернаторы должны наблюдать за ситуацией на этих предприятиях, делать все возможное для их выживания, а если не хватит местных ресурсов, могут обратиться в федеральный центр.

Однако поворотным пунк­том стал п. 8, в соответствии с которым губернаторы могут просить денег только в том случае, если предприятия градообразующие или на них работают более 2% жителей города с населением от 100 тысяч человек.

Фактически это небольшое уточнение перекрыло доступ к федеральной казне для всех региональных кандидатов, особенно в больших городах. "Ни одно из наших 23 предприятий, вошедших в список, под эти критерии не по­падает, - признаются в правительстве Москвы. - Официально население столицы - 10,6 млн человек. Вы где-нибудь видели предприятие, на котором бы работало 250 тысяч сотрудников?"

Впрочем, столичные власти не особенно расстраиваются на этот счет - ситуация пока не критичная. "Если вдруг возникнет необходимость в федеральной помощи, надеемся, мы сможем апеллировать к изначальным требованиям Минрегионразвития, а не к тем, которые установлены постфактум приказом №64", - заявил Михаил Семенов из департамента экономической политики и развития мэрии Москвы.

В провинции настроены более пессимистично. По инициативе Томской области - рекордсмену по длине регионального списка (57 предприятий) Минрегиону предложат вернуть все на круги своя. Но эксперты сомневаются, что федеральный центр отменит п. 8 приказа №64 или приказ целиком.

"Эта поправка очень удобна и позволяет отказать всем, кому хочется, - говорит управляющий директор УК "Финам-Менеджмент" Сергей Хестанов. - Одно дело давать обещания, другое - деньги. Нечто подобное происходило и с госгарантиями, которые раздавались щедро, но фактически в никуда: банки отказывались выдавать кредиты под субсидиарную ответственность государства, которое обязывалось платить по долгам предприятия только после его банкротства. Это ж годы могут пройти". Однако эксперт не исключает, что в отдельных случаях будут приниматься положительные решения.

"Это некий фильтр, заслон от того, чтобы обращение за федеральными деньгами не стало массовым, - считает замдиректора Института социальных систем при МГУ Дмитрий Бадовский. - Проблема антикризисных программ в том, что, как только дают кому-то одному, тут же активизируются остальные. Сомневаюсь, что даже предприятия, вошедшие в список А, получат господдержку все до единого". По мнению Бадовского, федеральный центр пересматривает антикризисную политику, и если ранее прямая поддержка предприятий заявлялась как основной инструмент, то теперь на это смотрят скептически.