Global Look Press

Роскомнадзор объявил о прекращении ведения так называемого реестра блогеров в связи со вступлением в силу ряда положений закона о запрете VPN и анонимайзеров. Сообщение об этом было опубликовано на сайте ведомства.

"Федеральным законом от 29.07.2017 N276-ФЗ признаются утратившими силу положения законодательства, касающиеся регулирования деятельности блогеров. В частности, признана утратившей силу статья 10.2 закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и п. 2 ст. 1 Федерального закона от 05.05.2014 №97-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам упорядочения обмена информацией с использованием информационно-телекоммуникационных сетей". Положения, признающие утратившими силу нормы регулирования деятельности блогеров, вступают в силу со дня официального опубликования федерального закона. В связи с этим Роскомнадзор прекратил ведение реестра блогеров", – говорится в сообщении Роскомнадзора.

При этом в Роскомнадзоре подчеркнули, что пользователи, публикующие авторский контент, обязаны соблюдать требования иных законодательных актов, касающихся сбора, обработки и распространения информации.

Напомним, так называемый закон о блогерах вступил в силу 1 августа 2014 года. Закон обязывал популярных блогеров не только регистрироваться в реестре Роскомнадзора, но и указывать информацию о себе на своей странице, не допускать ее использования в преступных целях, избегать непроверенной информации, не вмешиваться в частную жизнь, не порочить честь других граждан, а также не использовать нецензурные слова и выражения. За три года существования в реестр внесено около 2200 записей.

Отметим, что на этапе обсуждения закона о запрете VPN правительство РФ выступило против идеи отмены реестра блогеров. "Посредством распространения блогерами информации формируется общественное мнение, может осуществляться фальсификация общественно значимых сведений, а также дестабилизация обстановки в стране. Правовое регулирование в указанной сфере необходимо в целях защиты интересов граждан", – говорилось в отзыве на резонансный законопроект.
Закон о запрете VPN полностью вступит в силу 1 ноября 2017 года. Он запрещает владельцам информационно-телекоммуникационных сетей и информационных ресурсов, посредством которых обеспечивается доступ к запрещенным в РФ сайтам, предоставлять возможности для их просмотра.

Согласно закону, Роскомнадзор создаст и будет вести Федеральную государственную информационную систему (ФГИС), содержащую черный список запрещенных ресурсов. На основании обращения МВД и ФСБ ведомство будет определять провайдера, который допускает размещение в интернете программно-аппаратных средств доступа к запрещенным информационным ресурсам.

Такие провайдеры будут получать электронное уведомление на русском и английском языках о необходимости предоставления данных, позволяющих идентифицировать владельца анонимайзера в течение трех рабочих дней. После этого Роскомнадзор будет направлять анонимайзеру требование о необходимости подключения к ФГИС - на выполнение этого требования законом отводится 30 дней. Подключиться к ФГИС должны будут и интернет-поисковики, работающие в РФ.

После присоединения к ФГИС сервисы обхода блокировок будут обязаны в течение трех дней "обеспечить соблюдение запрета предоставлять возможность использования на территории РФ" программ и иных технических средств для получения доступа к запрещенным сайтам. Поисковики же должны будут прекратить выдачу ссылок на них. В случае неисполнения требования Роскомнадзор будет блокировать анонимайзеры.

При этом в законе отмечается, что все эти нормы не будут распространяться на операторов государственных информационных систем, государственные органы и органы местного самоуправления, а также на "случаи использования программно-аппаратных средств доступа к информационным ресурсам, доступ к которым ограничен", при условии, что круг их пользователей заранее определен владельцами, а само использование "осуществляется в технологических целях обеспечения деятельности лица, осуществляющего использование".