Сергей Иванов
Russian Look
Сергей Иванов Он признался, что "был немножко удивлен" высоким процентом Алексея Навального на выборах мэра Москвы (набрал почти 30% голосов), но, как подчеркнул глава администрации, "это все относительно, это все условно"
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Сергей Иванов
Russian Look
 
 
 
Он признался, что "был немножко удивлен" высоким процентом Алексея Навального на выборах мэра Москвы (набрал почти 30% голосов), но, как подчеркнул глава администрации, "это все относительно, это все условно"
Global Look Press
 
 
 
Нашлось у него и простое объяснение рекордно низкой явке избирателей 8 сентября: это признак "здорового состояния общества": "В спокойные времена в любой стране на муниципальные выборы ходит от силы 15% населения
Reuters

Глава кремлевской администрации Сергей Иванов, возвращавшийся домой из Стокгольма с международной конференции по предотвращению глобальных конфликтов, дал интервью четырем российским изданиям - "Российской газете", "Комсомольской правде", РБК daily и "Газете.Ru". Журналисты подняли самые актуальные вопросы последнего времени, и, хотя "уставший, как собака", по его собственному выражению, Иванов давал более-менее лаконичные ответы, многие звучали не по-протокольному, а некоторые и вовсе превратились в "признания".

Не в последнюю очередь прозвучал вопрос о диалоге власти с оппозицией, особенно в свете недавнего заявления Иванова о том, что оппозиция в России существует в двух частях, и с одной можно вести диалог, а с другой нет.

- О возвращении Суркова и работе Голиковой
- О "лживых" декларациях чиновников
- О выборах-2018 и разговорах с Путиным
- О любви и коварстве

Он признался, что "был немножко удивлен" высоким процентом Алексея Навального на выборах мэра Москвы (набрал почти 30% голосов), но, как подчеркнул глава администрации, "это все относительно, это все условно". Нашлось у него и простое объяснение рекордно низкой явке избирателей 8 сентября: это признак "здорового состояния общества": "В спокойные времена в любой стране на муниципальные выборы ходит от силы 15% населения. Какой нормальный человек пойдет голосовать, если его в целом все более-менее устраивает?"

Конкретно на московских выборах Навальный "очень эффективно мобилизовал свой и вообще протестный электорат". А Сергей Собянин и власть в его лице свой электорат фактически не мобилизовала, и это не ошибка: "Когда они довольны, зачем буду тратить выходные на голосование?"

Несмотря на полученный Навальным высокий результат, Иванов не захотел признавать его консолидированным лидером оппозиции. По мнению руководителя администрации президента, у власти нет никаких оснований приглашать этого политика на какие-либо руководящие посты: "Для этого надо доказать, что ты можешь что-то сделать. А для начала надо что-то выиграть".

Вот Евгений Ройзман - это оппозиционер другой категории, он выиграл выборы мэра Екатеринбурга. Но, как тут же заметил Иванов, "мэр - председатель горсовета, который полностью зависит от областной думы, где большинство - из "Единой России".

Говоря о Москве, Иванов допустил такое высказывание, которое, вероятно, более всего запомнилось читателям этого интервью. "Житель Москвы - понятие условное. Что такое жители Москвы? Это дворники, водители, офисный планктон, журналисты, - рассудил Иванов. - Чиновники, согласен. Сфера обслуживания, торговля. В крайнем случае, блогеры. Есть такая специальность. Что эта 15–20-миллионная масса производит? Ровным счетом ничего. Интеллектуальную собственность? Вопрос сомнительный. Возьмите Новосибирск, там производят высокотехнологичную продукцию, самолеты, сборки для атомных реакторов, которые покупают во всем мире. Там производят продукцию, с которой платятся налоги. А что производят в Москве, я не понимаю".

О возвращении Суркова и работе Голиковой

Еще один из сюжетов последнего времени, неизменно вызывающий любопытство, - возвращение Владислава Суркова в Кремль. Как рассказал Иванов, этот вопрос решился "примерно месяц назад" (то есть, надо полагать, в конце августа - начале сентября. - Прим. NEWSru.com).

Если вспомнить, то слух о назначении Суркова помощником президента прошел еще 20 августа, но тогда политик все опроверг. Затем, уже в начале сентября телеканал "Дождь" сообщил, на какую именно позицию вернется Сурков - займет место Татьяны Голиковой. Однако лишь 20 сентября было официально объявлено о назначении.

По словам Иванова, Сурков отказался от других позиций в администрации, которые ему предлагались, в частности, во внешнеполитической сфере.

На вопрос, остались ли в Кремле довольны работой Голиковой, которая курировала социально-экономическое сотрудничество с СНГ, Абхазией и Южной Осетией, глава администрации сказал: "Не секрет, что мы тратим миллиарды на поддержку Абхазии и Южной Осетии. И мы хотим, чтобы за каждый рубль был ответ, куда это пошло и зачем. Такой ответ есть. Голикова за каждую копейку горло перегрызет".

О "лживых" декларациях чиновников

Журналисты не могли не спросить главу кремлевской администрации о декларациях высокопоставленных чиновников, в которых, как в начале сентября объявил сам Сергей Иванов, оказались недостоверные сведения. Имен он тогда не назвал, хотя и намекнул, что среди этих людей есть представители силовых ведомств.

Есть, по словам Иванова, доказанные случаи, когда чиновники заведомо обманывали, но таких случаев немного: "на пальцах одной руки". "Большинство не жулики и не воры", - заверил собеседник, пояснив, что в Кремле проверяют очень узкий круг людей, а остальной "миллион чиновников" проверяют другие комиссии. Подробности появятся в конце октября, когда президент проведет совет по противодействию коррупции. При этом "нельзя устраивать охоту на ведьм", подчеркнул Иванов: "Так можно до маразма дойти".

О выборах-2018 и разговорах с Путиным

Вопрос о личной карьере Сергей Иванов встретил удивленным восклицанием: "О личной карьере?! У меня давно нет карьеры. Она закончилась". Аккуратно обойдя тему своего возможного выдвижения в президенты России в 2018 году, глава администрации выразил мнение, что серьезно рассуждать об этих выборах "без кремленологии нет никаких оснований". "В СССР была такая наука - кремленология, - напомнил он. - Считаю ее лженаукой, но не возражаю, если вы назовете ее наукой. В советское время кремленологи делали выводы по тому, кто в каком порядке стоял на Мавзолее. По большому счету ничего не изменилось".

Он попытался убедить журналистов, что ни он сам, ни кто-либо другой в администрации "не заморачивается сейчас вопросами о том, кто будет президентом России аж в 2018 году".

При этом Иванов не сразу ответил на вопрос, кого в России можно назвать "лицом номер два в политике" ("лицо номер один" - это, по умолчанию, глава государства Владимир Путин. - Прим. ред.). "Второго лица" просто нет, предположил Иванов через паузу и скептически уточнил: "Это что, космонавт-дублер?"

По словам руководителя администрации, чаще всего он говорит с президентом "о текучке и о будущем, но не таком далеком" (как 2018 год. - Прим. ред.). И неожиданно продолжил: "Иногда говорим о шведском языке. Президент знает хорошо немецкий, а я английский. А шведский ровно посередине; он говорит какую-то фразу, а я отвечаю: по-шведски точно так же. Хоть он и не филолог, но языкознание и языки любит".

О любви и коварстве

Собственных увлечений у Сергея Иванова оказалось три: "баскетбол, леопарды и балеты Эйфмана". Порассуждав на тему спорта, к слову, более охотно и развернуто, чем на предыдущие темы, собеседник поделился своими философскими и житейскими взглядами: "С возрастом приходишь к печальному выводу, что с котами и собаками комфортней, чем с иными людьми. Я вообще люблю природу. Но я не гринписовец, гринписовцев я не люблю". (Прим. NEWSru.com: это прозвучало как признание "особого назначения" на фоне ситуации с арестом активистов Greenpeace, протестовавших против нефтедобычи "Газпрома" в Арктике).

"Почему я люблю леопардов, как баскетбол и балет? Потому, что они объединяют в себе все это: грацию, ум, прыгучесть и коварство. Не буду отрицать, сам иногда бываю коварен", - поделился Иванов в конце беседы.

Из интервью можно также узнать, какие потери ждут Украину, которая предпочла Евросоюз Таможенному союзу, каковы перспективы "потепления" между Россией и США, что происходит в Сирии и вокруг нее и, наконец, что собой представляют жители Москвы.