Следствие по делу о теракте в Беслане в качестве основной рассматривает версию взрыва, связанную с человеческим фактором. Об этом заявил "Интерфаксу" в субботу заместитель генпрокурора РФ Николай Шепель
Архив NEWSru.com
Следствие по делу о теракте в Беслане в качестве основной рассматривает версию взрыва, связанную с человеческим фактором. Об этом заявил "Интерфаксу" в субботу заместитель генпрокурора РФ Николай Шепель "Мы выяснили, что самодельное устройство с кнопкой, которое находилось под ногой у одного из террористов, было выполнено кустарным способом и, скорее всего, было ненадежным"
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Следствие по делу о теракте в Беслане в качестве основной рассматривает версию взрыва, связанную с человеческим фактором. Об этом заявил "Интерфаксу" в субботу заместитель генпрокурора РФ Николай Шепель
Архив NEWSru.com
 
 
 
"Мы выяснили, что самодельное устройство с кнопкой, которое находилось под ногой у одного из террористов, было выполнено кустарным способом и, скорее всего, было ненадежным"
Архив NEWSru.com
 
 
 
По словам Шепеля, экспертиза показала, что снайперы, находившиеся вокруг школы, не могли застрелить боевика, контролировавшего кнопку, поскольку он находился за пластиковыми непрозрачными окнами и снайпер не мог его видеть
Архив NEWSru.com

Следствие по делу о теракте в Беслане в качестве основной рассматривает версию взрыва, связанную с человеческим фактором. Об этом заявил "Интерфаксу" в субботу заместитель генпрокурора РФ Николай Шепель.

Отвечая на вопрос, что именно послужило причиной взрыва, приведшего к многочисленным жертвам среди заложников, Шепель сказал: "На данном этапе расследования мы склоняемся к тому, что взрыв мог произойти из-за неадекватного поведения террористов. Уже установлено, что многие из них находились в состоянии наркотического опьянения и, возможно, это обстоятельство привело к тому, что бандит, который контролировал кнопку для приведения в действие взрывного устройства, вольно или невольно взорвал бомбу".

Одновременно, по словам замгенпрокурора, рассматривается так называемая "техническая версия". "Мы выяснили, что самодельное устройство с кнопкой, которое находилось под ногой у одного из террористов, было выполнено кустарным способом и, скорее всего, было ненадежным. Возможно, из-за этого, а также ввиду высокой влажности внутри помещения произошло самопроизвольное замыкание сети и последовавший за ним взрыв", - сказал Шепель.

Касаясь версии о том, что взрыв мог произойти из-за того, что контролировавший кнопку террорист был застрелен снайпером федеральных сил, замгенпрокурора сказал: "Мы проверили и эту версию - она подтверждения не нашла".

По словам Шепеля, экспертиза показала, что снайперы, находившиеся вокруг школы, не могли застрелить боевика, контролировавшего кнопку, поскольку он находился за пластиковыми непрозрачными окнами и снайпер не мог его видеть.

Шепель отметил, что расследование большого уголовного дела о теракте в Беслане продолжается и окончательные выводы, в том числе и о причинах взрыва, будут сделаны позже.

Также не подтвердилась и версия о заблаговременной подготовке теракта, заявил Шепель на пресс-конференции. "Согласно показаниям Кулаева, в ходе следствия было доказано, что оружие боевики привезли с собой. Кроме того, из показаний потерпевших мы узнали, что ремонт школы производился с помощью местной администрации, никаких других лиц в ремонте не участвовало. То есть ремонт производился собственными силами, - были привлечены учитель физкультуры и его племянники", - сказал заместитель генпрокурора.

По его словам, судя по показаниям потерпевших, под полами, которые заставляли вскрывать террористы, оружия не было. "Полы вскрывали совершенно по другим причинам, боевики искали подвальное помещение, чтобы предотвратить действия спецназа. Полы в соседнем зале вскрывали также потерпевшие, заложники, но по их показаниям следует то, что сами они оружия не доставали, никто не видел, чтобы доставали из-под пола оружие", - сказал Шепель.

"Была проведена экспертиза, которая показала, что в ГАЗ-66, на котором ехали 1 сентября террористы, вмещается 32 человека с полным их вооружением", - сказал замгенпрокурора.

Он сказал и о том, почему не работали 1 сентября детские сады. "В ходе расследования выяснилось, что в тот день в детском саду, ближайшем, не было газа, он находился в аварийном состоянии", - сказал Шепель.

Приказ о начале операции отдавал Андреев. Огнеметы применялись

Тяжелое оружие во время операции спасения залоников школы в Беслане применялось уже после того, как оттуда были выведены все заложники, заявил Шепель.

"Руководитель оперативного штаба генерал-майор Андреев в 13:10 отдал приказ Центру специального назначения о спасении заложников. Это был не штурм, а продиктовано обстоятельствами, проводилась операция спасения. Тяжелое оружие, огнеметы, танки в это время не применялись и не могли стать причиной пожара в спортзале школы", - сказал он. По его словам, огнеметы "Шмель" имелись у спецназа, однако бойцы выполняли задачи по спасению людей и из "Шмеля" не стреляли вообще". В ходе проведения спецоперации спасения 10 бойцов спецназа погибли, 34 ранены. Только после установления, что заложников в школе нет, руководителем штаба было принято решение о применении тяжелого вооружения по огневым точкам террористов. Было сделано 9 выстрелов из РПО "Шмель". На месте операции были и танки, но выстрел был сделан только из одного танка Т-72.

"Были сделаны семь выстрелов по огневым точкам. Уничтожено две огневые точки террористов. В подвале их уничтожили накладным зарядом, там заложников обнаружено не было", - сказал Шепель.

Никаких требований у террористов не было

"Никаких условий освобождения заложников террористы не выдвигали и не обсуждали. 27 боевиков принимали наркотики, из них 22 находились под воздействием тяжелых наркотиков - героина и морфия", - сказал он. "В то время у них наркотики заканчивались и боевики находились в состоянии ломки", - сообщил Шепель.

По его словам, на месте захвата школы было обнаружено 20 автоматов, пять пулеметов, два ручных противотанковых гранатомета, 2 гранатомета РПГ-7, 8 пистолетов, 6 взрывных устройств. Из данного оружия 8 автоматов АК и 3 пистолета были похищены со склада МВД во время нападения на Ингушетию в ночь с 21 на 22 июня, это установлено.

Шепель сообщил, что экспертиза причин пожара пока не проводилась в связи с тем, что многие следы пожара были просто уничтожены. В ближайшее время такая экспертиза будет назначена, подчеркнул он.