Мосгорсуд отменил приговор и прекратил дело врача-гематолога Елены Мисюриной (на фото - в центре)
Фото: пресс-служба Мосгорсуда / АГН "Москва"
Мосгорсуд отменил приговор и прекратил дело врача-гематолога Елены Мисюриной (на фото - в центре) Мосгорсуд отменил приговор и прекратил дело врача-гематолога Елены Мисюриной (на фото - слева)
 
 
 
Мосгорсуд отменил приговор и прекратил дело врача-гематолога Елены Мисюриной (на фото - в центре)
Фото: пресс-служба Мосгорсуда / АГН "Москва"
 
 
 
Мосгорсуд отменил приговор и прекратил дело врача-гематолога Елены Мисюриной (на фото - слева)
Фото: пресс-служба Мосгорсуда / АГН "Москва"

Мосгорсуд повторно отменил приговор врачу-гематологу Елене Мисюриной, передает РБК со ссылкой на пресс-службу суда.

"Приговор Черемушкинского районного суда города Москвы в отношении Мисюриной Е.Н., обвиняемой в совершении преступления, предусмотренного п. "в", ч. 2 ст. 238 УК РФ отменен, уголовное дело прекращено по п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, то есть в связи с отсутствием состава преступления", - сказал представитель Мосгорсуда.

Защита удовлетворена судебным решением. "Мы счастливы <...> Закончился процесс честно и абсолютно справедливо", - сказал адвокат Мисюриной Анатолий Клейменов. Он добавил, что следствие началось семь лет назад, в 2014 году.

Летом 2013 года в клинику "ГеноТехнология", где Елена Мисюрина работала гематологом, обратился пациент Александр Бобков, страдающий тремя заболеваниями: несахарным диабетом, миелофиброзом и раком предстательной железы. Врач провела процедуру трепанобиопсии (забор образца костного мозга в области таза), после чего мужчина самостоятельно покинул клинику. Вечером того же дня мужчина вызвал скорую помощь с жалобами на боль в животе и был госпитализирован в КБ N3 ЗАО "Группа компаний "Медси", которая тогда принимала больных по ОМС. Через несколько дней мужчина умер в реанимации клиники.

Уголовное дело в отношении Елены Мисюриной было возбуждено по ч. 1 ст. 109 УК РФ (причинение смерти по неосторожности) в 2015 году, то есть спустя полтора года после смерти пациента. Еще через год, в 2016-м, обвинение было переквалифицировано на более тяжкий состав - п. "в" ч. 2 ст. 238 УК РФ (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности). Рассмотрение дела в суде началось в 2017 году, на время проведения следствия гематолог находилась под подпиской о невыезде.

В январе 2018 года Черемушкинский районный суд Москвы приговорил Елену Мисюрину к двум годам колонии по ст. 238 УК РФ несмотря на то, что сторона обвинения запрашивала условный срок. В этот период гематолог уже работала руководителем гематологического отделения московской больницы N 52. По версии следствия, Мисюрина "нарушила методику, тактику и технику выполнения" трепанобиопсии и повредила кровеносные сосуды, отчего впоследствии пациент умер. В мотивировочной части решения суда говорилось, что медик ввела биопсийную иглу "в область крестца, а не в гребень правой подвздошной кости", в чем суд и усмотрел нарушение техники.

Как писал "Коммерсант" со ссылкой на решение, вскрытие проводил врач-патологоанатом, работавший по совместительству в "Медси". Он пришел к выводу, что смерть наступила от кровотечения из поврежденных сосудов после биопсии.

Врач была взята под стражу до вступления приговора в силу, впоследствии меру пресечения обжаловали как ее адвокаты Анатолий Клейменов и Мария Зайцева, так и прокуратура Юго-Западного округа Москвы. После оглашения приговора Елена Мисюрина рассказала, что неоднократно слышала от следователя по делу, что его исход предрешен и не в ее пользу. Также она заявила, что процедуру трепанобиопсии провела правильно, так как в случае попадании иглы в крестец у пациента наступил бы сильнейший болевой синдром.

Завкафедрой гематологии и трансфузиологии Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования, академик РАН Андрей Воробьев говорил, что "если бы трепан попал в артерию, был бы свистящий поток крови и больной бы сразу потерял давление". Он считает, что "заболевания, которые были у пациента, могли спровоцировать спонтанное кровотечение и развитие ДВС-синдрома, никак не связанное с трепанобиопсией": "Если бы при поступлении в приемное отделение КБ N 3 Александру Бобкову сделали УЗИ, то лечение могло начаться раньше и летального исхода можно было бы избежать".

Приговор Мисюриной вызвал резкую критику сообщества, с требованием ее освобождения выступали известные врачи и руководители больниц Москвы. Главный врач столичной больницы N 52, где работала медик, Марьяна Лысенко отмечала, что дело Мисюриной "продемонстрировало всем врачам, что ты можешь сесть практически за все что угодно". Заместитель мэра Москвы по социальным вопросам Леонид Печатников называл обвинения "абсурдными", позднее сам мэр Москвы Сергей Собянин написал, что крайне озабочен делом врача, и призвал к корректности и объективности его рассмотрения.

Главврачи московских клиник и другие медики также организовали кампанию по поддержке Мисюриной в соцсетях - поменяли фотографии на аватарках и создали хештег #ЯеленаМисюрина. Общественная организация "Лига защиты врачей" опубликовала петицию с требованием пересмотра дела. Ее подписали почти 90 тысяч человек.

Озабоченность приговором также выразили вице-премьер Ольга Голодец и глава СПЧ Михаил Федотов.

Следственный комитет в ответ на протест общества выразил недоумение тем, что приговор суда комментируют люди, даже не будучи ознакомленными с материалами конкретного уголовного дела. "В данном случае они не только нарушают элементарную этику, но и провоцируют недоверие граждан к медицинской системе в целом", - говорилось в заявлении официального представителя СК Светланы Петренко.

Спустя две недели Мосгорсуд в ходе рассмотрения апелляции отпустил Мисюрину из-под стражи под подписку о невыезде. В апреле 2018 года Мосгорсуд отменил приговор и вернул дело в прокуратуру для устранения процессуальных нарушений, при этом мера пресечения врачу осталась прежней. Мосгорсуд также вынес частные определения в адрес судьи, рассматривавшей дело, прокуратуры по Юго-Западному административному округу столицы и органов предварительного следствия за допущенные при расследовании и рассмотрении дела грубые нарушения, передает "Интерфакс". После этого обвиняемая вернулась на работу.

В декабре 2020 года Второй кассационный суд общей юрисдикции отменил решение Мосгорсуда об отмене приговора и возврате дела Мисюриной в прокуратуру и направил дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.