Замминистра обороны Юрий Борисов
Министерство обороны Российской Федерации
Замминистра обороны Юрий Борисов Строительство Центра боевой подготовки Западного военного округа в поселке Мулино Нижегородской области, январь 2014 года
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Замминистра обороны Юрий Борисов
Министерство обороны Российской Федерации
 
 
 
Строительство Центра боевой подготовки Западного военного округа в поселке Мулино Нижегородской области, январь 2014 года
Министерство обороны Российской Федерации
 
 
 
Строительство Центра боевой подготовки Западного военного округа в поселке Мулино Нижегородской области, январь 2014 года
Министерство обороны Российской Федерации

Руководство Минобороны РФ распорядилось подготовить документы для подачи искового заявления в связи с расторжением немецкой компанией Rheinmetall соглашения о строительстве под Нижним Новгородом межвидового полигона в Мулино из-за запрета правительства ФРГ. Об этом РИА "Новости" рассказал замминистра обороны Юрий Борисов.

"Конечно, все это регламентируется условиями контракта, конечно, мы будем защищать свои интересы. Я сейчас детали контракта не знаю, все указания уже даны", - ответил Борисов на вопрос о взыскании неустойки за неисполнение контракта.

При этом замминистра обороны в очередной раз подчеркнул, что отказ немецкой стороны выполнять свои обязательства не повлияет на создание мулинского центра. Тренажерное оборудование для организации боевой подготовки предполагается заменить на отечественное. "Мы от этого особо не проиграем. Без боевой подготовки центр Мулино не останется - все будет оснащено", - говорит Борисов.

Кроме того, отметил собеседник агентства, вопрос о необходимости немецкого оборудования остается открытым. "Мы знаем любовь Анатолия Эдуардовича Сердюкова (экс-министра обороны РФ - прим. NEWSru.com) ко всему иностранному, поэтому там требовалось ли это все или не требовалось - нужно разбираться", - сказал он, добавив, что Rheinmetall, по всей вероятности, попытается повлиять на свое правительство.

Курирующий российский ВПК вице-премьер Дмитрий Рогозин поддержал решение Минобороны обратиться к российским производителям. "Санкции, несмотря на то, что приняты против России, должны получить достойный ответ. Ответ очень простой - мы должны наконец-то акцентированно заниматься развитием собственной промышленности и провести полное импортозамещение, чтобы быть максимально независимыми в условиях беспрецедентного давления на нашу страну", - цитирует "Московской комсомолец" выступление Рогозина на Морской коллегии 4 августа.

Разрешение на вывоз в Россию технологий и материалов, необходимых для строительства объекта в Мулино, Rheinmetall получил от предыдущего немецкого правительства. Сумма контракта концерна с Россией составила 100 миллионов евро. В марте концерн уже приостанавливал контакты с Россией, что вызвало критику со стороны зарубежных СМИ.

Теперь правительство ФРГ посчитало, что санкции Евросоюза должны быть распространены на действующий контракт, и отозвало выданное Rheinmetall экспортное разрешение. Блокировку уже официально подтвердил министр экономики ФРГ Зигмар Габриэль.

Как отмечалось в немецкой прессе, это первый случай, когда санкциями оказалось затронуто уже действующее соглашение, а не одно из тех, что могли быть заключены в будущем. Газета Süddeutsche Zeitung, первой сообщившая о расторжении контракта, еще накануне предположила, что концерн оспорит решение правительства в суде, а также потребует компенсации убытков.

Контракт на строительство боевого центра в Мулино был подписан в начале 2011 года Анатолием Сердюковым и главой концерна Rheinmetall. Объект предполагалось ввести в эксплуатацию еще в июне нынешнего года. На оборудованном по последнему слову техники тренажерном комплексе-полигоне могли бы ежегодно проходить обучение по 30 тысяч военнослужащих танковых и мотострелковых войск, напоминает DW-World. На территории центра планируется моделировать тактическую обстановку на поле боя и проводить подготовку механизированных бригад.

Издание сообщает, что Министерство экономики ФРГ рассчитывало договориться с менеджерами Rheinmetall полюбовно. "Наше министерство находится в контакте с этим концерном, и из разговоров с его руководством у меня возникло впечатление, что там прекрасно понимают всю деликатность ситуации, а потому и не настаивают на реализации уже полученного разрешения", - говорил в середине июня госсекретарь Минэкономики Штефан Капферер.

С тех пор геостратегическое положение не улучшилось, и Евросоюз принял дополнительные санкции. Но если во Франции посчитали необходимым продолжить выполнение контракта на поставку России вертолетоносцев класса Mistral, то в Берлине возобладал другой подход.

В пресс-службе концерна воздерживаются от комментариев. Известно, что еще в марте, когда контракт был заморожен, представители Rheinmetall говорили, что 120-миллионный контракт почти выполнен и почти целиком оплачен. Теперь в Минэкономики ФРГ уверяют, что под действие санкций попала та часть проекта, без которой высокотехнологичный полигон не будет действовать. Источники немецкой прессы, в частности, говорят о том, что в Мулино не было поставлено программное обеспечение.

DW-World полагает, что решение правительства ФРГ несет символический характер. Речь идет всего о сотне миллионов евро, а не о миллиарде, как в случае с Францией. К тому же, учитывая историческое прошлое Германии, немцы вообще крайне щепетильны в вопросах торговли оружием и каждый зарубежный заказ обсуждается в парламенте. Скорее всего, полагают наблюдатели, Берлин желает продемонстрировать Москве, что, несмотря на обширные деловые связи, деньги все-таки пахнут и Германия готова пойти на некоторые убытки ради мирного урегулирования украинского кризиса.

The Wall Street Journal выдвигает другую версию, которая предполагает, что ужесточение условий оборонного экспорта из Германии не связано с трениями между Западом и Москвой.

"Почему Берлин в целом ужесточает контроль над экспортом оружия? Многим немцам не нравится, что Германия занимает в этой сфере третье место в мире, так как во внешней политике Берлин ставит мирное сосуществование выше конфронтации, а среди граждан распространен пацифизм", - переводит статью, посвященную проблеме, сайт InoPressa.

В любом случае, полагает Frankfurter Rundschau, решение правительства ФРГ знаменует собой поворотный момент в немецкой политике вооружений. До этого момента внешнеполитическое соображения не превалировали над страхом навредить собственной экономике и потерять рабочие места.

"Если мы ничего не сделаем, ущерб будет больше, гораздо больше. Это будет означать, что в Европе снова можно играть с огнем, вторгаться в соседние страны или поддерживать там гражданские конфликты", - заявил министр Габриэль.

"Надеемся, эти стандарты будут применяться не только к украинскому конфликту", - отмечает издание.

Издание Berliner Zeitung одобряет решение Минэкономики ФРГ заблокировать проект в Мулино.

"В последнее время Германия превратилась в одного из ведущих экспортеров вооружения в мире. Это был вопрос денег и рабочих мест. Куда шло это оружие? Этот вопрос не имел первостепенного значения. Теперь же министр экономики Зигмар Габриэль хочет инициировать решительный поворот. Он увязывает поставки вооружений с вопросом: куда и зачем? Он делает так, что экономическая тема вновь становится политической", - переводит статью InoPressa.

Берлинское издание соглашается с тем, что изменение политики экспорта вооружения отнимет у Германии толику благосостояния, но указывает, что "идущие во всем мире войны стоят нам не только ужаса перед монитором", а потому ограничения не только необходимы исходя из нравственных соображений, но и разумны с точки зрения экономики.