Двое судей Конституционного суда РФ, который 27 декабря 2012 года вынес решение по делу о лишении мандата депутата Геннадия Гудкова, выразили принципиальное несогласие с коллегами
Reuters
Двое судей Конституционного суда РФ, который 27 декабря 2012 года вынес решение по делу о лишении мандата депутата Геннадия Гудкова, выразили принципиальное несогласие с коллегами Александр Кокотов
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Двое судей Конституционного суда РФ, который 27 декабря 2012 года вынес решение по делу о лишении мандата депутата Геннадия Гудкова, выразили принципиальное несогласие с коллегами
Reuters
 
 
 
Александр Кокотов
КС РФ
 
 
 
Гадис Гаджиев
КС РФ

Двое судей Конституционного суда РФ, который 27 декабря 2012 года вынес решение по делу о лишении мандата депутата Геннадия Гудкова, выразили принципиальное несогласие с коллегами. КС, проверяя изгнание справедливоросса из Госдумы на конституционность, не нашел особых противоречий, внеся лишь несколько незначительных уточнений. Однако судьи Гадис Гаджиев и Александр Кокотов уверены, что законодательство о "размандачивании" депутатов несовершенно.

Кокотов в особом мнении отметил, что законом не определен ни состав правонарушения, связанного с запретом на предпринимательскую деятельность, в которой якобы уличили Гудкова, ни специальная процедура, согласно которой должен рассматриваться этот вопрос.

"Это создает возможность произвольной интерпретации, что в первую очередь задевает права и законные интересы депутатов, принадлежащих к парламентской оппозиции", - сказано в мнении Кокотова, опубликованного на сайте КС вместе с резолюцией суда от 27 декабря 2012 года.

Судья предложил в спорных случаях проводить парламентские расследования, которые бы устанавливали, знал ли и должен ли был знать депутат о том, что совмещает законодательную деятельность с коммерческой, пишет "Коммерсант". Ведь парламентарий может добросовестно заблуждаться, а это должно быть обязательно выяснено, настаивает Кокотов.

В особом мнении Кокотова указано также, что механизм принудительного лишения мандата нужно применять лишь тогда, когда депутату дали возможность выбрать между законодательной и коммерческой деятельностью, но он не уложился с принятием решения в отведенный срок.

Судья Гадис Гаджиев не согласен с резолюцией КС в отдельных моментах - например, в вопросе права депутата владеть акциями. Согласно закону "О противодействии коррупции" госслужащие обязаны передавать свои активы в доверительное управление, но у депутата в этом отношении особый статус - ему разрешено владеть акциями. "Способы реального (а не видимого) снятия этого противоречия" и должны были стать главным предметом обсуждения в КС, уверен Гаджиев.

Геннадий Гудков, ознакомившись с резолюцией КС в конце декабря, резко ее раскритиковал: "Этот вердикт освятил противоправное решение Госдумы и по сути дал карт-бланш на дальнейшие политические расправы над оппозицией". Он отметил, что уже подал иск в Верховный суд для обжалования решения Госдумы о лишении его мандата. Заседание ВС по этому делу пройдет 11 февраля.

Согласно закону "О Конституционном Суде РФ", доступному на сайте "Консультант Плюс", особое мнение судьи публикуется в "Вестнике Конституционного Суда" вместе с решение КС по указанному делу. "Вестник" выходит шесть раз в год тиражом в 2000 экземпляров и распространяется по подписке, отмечается на сайте КС.

Как отмечает "Коммерсант", а этом году судьи КС выступили с рекордным количеством особых мнений: если до 2010 года количество таких документов в год не превышало 10, а в 2011 - их было 15, то за 2012 год особых мнений было опубликовано не менее 30. Выразить свое несогласие в 2012 году решились 10 из 19 членов КС. Лидер среди них - Гадис Гаджиев, написавший семь особых мнений. Александр Кокотов стал автором двух таких заявлений.