В Тверском суде Москвы в среду начались слушания по существу дела о массовых беспорядках на Манежной площади Москвы в декабре 2010 года
Global Look Press
В Тверском суде Москвы в среду начались слушания по существу дела о массовых беспорядках на Манежной площади Москвы в декабре 2010 года
 
 
 
В Тверском суде Москвы в среду начались слушания по существу дела о массовых беспорядках на Манежной площади Москвы в декабре 2010 года
Global Look Press

В Тверском суде Москвы в среду начались слушания по существу дела о массовых беспорядках на Манежной площади Москвы в декабре 2010 года. На скамье подсудимых - пять человек: активисты оппозиционной коалиции Эдуарда Лимонова "Другая Россия" Кирилл Унчук и Руслан Хубаев, националисты Леонид Панин и Александр Козевин, а также гражданин Белоруссии, участник движения "Стратегия 31" и сочувствующий "Другой России" Игорь Березюк.

Они обвиняются в призывах к массовым беспорядкам (ч. 3 ст. 212 УК РФ), хулиганстве (ч. 2 ст. 213), возбуждении ненависти и вражды (ч. 1 ст. 282), а также применении насилия в отношении представителя власти (ч. 2 ст. 318) и вовлечении несовершеннолетнего в совершение преступления (ч. 4 ст. 150). Самая тяжкая из статей - насилие против представителя власти - карает тюрьмой на срок до 10 лет.

- Версия обвинения: фигуранты осознанно провоцировали толпу и применяли силу против милиционеров
- Защита: "Это стопроцентно политический процесс"

Прокурор Алексей Смирнов зачитал обвинение, после чего подсудимые выразили свое мнение. Большинство частично признали свою вину как раз в насилии по отношению к сотрудникам правопорядка, но все отрицают, что являлись зачинщиками бунта, передает РИА "Новости". Как уточнили фигуранты, насилие не было "опасным для жизни" представителей власти, как указано в обвинительном заключении.

В полном объеме свою вину признал Александр Козевин, полностью ее отрицает Руслан Хубаев. Он заявил: "Мы принимали участие в митинге, не в беспорядках", а также подчеркнул, что насилия против милиционеров не было, а была "адекватная реакция на действия ОМОНа", сообщает "Интерфакс".

Хубаев также обратил внимание, что "из нескольких тысяч участников митинга привлекают несколько человек". По его убеждению, этого судебного процесса вовсе не должно было быть.

Затем суд приступил к опросу потерпевших - тех самых милиционеров, к которым, согласно обвинению, применялось насилие. Сотрудник столичного ОМОНа Виталий Афанасьев заявил в ходе слушаний, что не знает подсудимых и что получил в результате беспорядков лишь моральный ущерб, а физически не пострадал.

Прозвучало это так: "Лично я понес моральный ущерб, слышал оскорбления. Оскорбляла вся толпа, из здесь сидящих не знаю, кто именно", - цитирует "Интерфакс". На просьбу адвокатов уточнить, видел ли он этих людей на Манежной площади, омоновец ответил отрицательно.

По его словам, милиции приказали не применять физическую силу. "Мы только отталкивали, - сообщил он. - Когда оттеснили, послышались выстрелы из травматического оружия, полетели бутылки", - сказал Афанасьев. Однако позже ОМОН был все же вынужден применить физическую силу, признал он: это пришлось сделать после "второй волны", уточнил он, пояснив, что имеет в виду вторую попытку прорвать оцепление на площади. "Приказ был один: никого не бить, если надо, задерживать", - добавил боец.

Он также рассказал, что узнал о своем статусе потерпевшего по этому громкому делу, только когда его вызвали на допрос в прокуратуру в этом году.

Как отмечают СМИ, половина подсудимых - не москвичи: Кирилл Унчук родился и живет в Татарстане, Руслан Хубаев - в Мурманске, Игорь Березюк - в Белоруссии. При этом четверо из пяти (за исключением Березюка) ранее привлекались в России к уголовной ответственности. Унчук получил год условно за "экстремизм", Хубаев отсидел 4,5 года за хранение наркотиков, Игорь Панин был приговорен мировым судом за нанесение побоев, Александр Козевин, по его собственным словам, привлекался несколько раз, в последний из которых был осужден условно. По каким статьям, он не уточнил.

Фигуранты дела о погромах на Манежной попытались заявить отвод судьям из коллегии, но безуспешно: тройка, посовещавшись, определила, что для этого нет оснований. Такое же решение было принято по ходатайству об отводе прокурора.

Процесс привлек внимание значительного числа журналистов. Освещать заседание в среду пришли несколько десятков представителей СМИ - корреспондентов газет, радиостанций и телеканалов. Зал даже не смог вместить всех желающих.

Версия обвинения: фигуранты осознанно провоцировали толпу и применяли силу против милиционеров

Бунт радикальной молодежи произошел 11 декабря прошлого года, в нем участвовало более 5 тысяч футбольных фанатов и националистов. На Манежной площади они собрались после мирного шествия на Кронштадтском бульваре в память о болельщике ФК "Спартак" Егоре Свиридове, застреленном в драке с кавказцами 6 декабря. В результате беспорядков, по данным властей Москвы, пострадали 32 человека.

По мнению следствия, фигуранты рассчитывали, что собравшиеся на акцию памяти Свиридова будут в состоянии алкогольного опьянения "и у них будет снижен самоконтроль". Сначала подсудимые приехали на Кронштадтский бульвар, но, увидев, что там все проходит спокойно, начали подстрекать к противоправным действиям, говорится в материалах дела. Одного несовершеннолетнего Березюк подговорил выкрикивать через мегафон националистические лозунги.

На Манежной, по данным обвинения, фигуранты применили силу против милиционеров, что было "опасно для жизни и здоровья последних". В частности, они швырялись кусками льда, бутылками, использовали "металлические конструкции и иные предметы как оружие". В материалах говорится, что в милиционеров бросали даже шары с новогодней елки, которая была установлена на площади.

Кроме того, следствие считает, что подсудимые оказывали сопротивление милиционерам, которые пытались пресечь попытки противоправных действий собравшимися. Они осознанно провоцировали толпу и осознавали последствия, уверены обвинители. Они заключили, что фигуранты действовали "группой лиц по предварительному сговору" - такая формулировка является отягчающей в уголовных статьях.

Защита: "Это стопроцентно политический процесс"

Между тем адвокаты обвиняемых убеждены, что данный процесс политически мотивирован, и никаких реальных доказательств вины не существует. "Я полагаю, что цель в дальнейшем - запрет этой партии ("Другая Россия" - прим. ред.) как экстремистской организации, а для этого надо признать ее виновной хоть в чем-то", - заявил ранее защитник Игоря Березюка Дмитрий Аграновский.

По его мнению, характер обвинения просто абсурдный. В то же время его коллега, адвокат Алексей Орлов, представляющий интересы Кирилла Унчука, ранее сказал: "Учитывая позицию властей, думаю, что назначат достаточно жестокое наказание". Аграновский же заявлял журналистам: "Я готов с вами поспорить, это моя позиция, что по произошедшему к ответственности никто больше привлечен не будет, судебных процессов не будет".

Однако в конце августа правоохранительные органы задержали еще одного, шестого обвиняемого в беспорядках на Манежной площади - 23-летнего москвича Николая Двойникова. Пресненский суд Москвы санкционировал его арест до 13 октября.