Разминирование машины на Профсоюзной улице, 9 мая 2007 года
Вести
Разминирование машины на Профсоюзной улице, 9 мая 2007 года Элементы взрывных устройств и вещественные доказательства, обнаруженные в размированной машине
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Разминирование машины на Профсоюзной улице, 9 мая 2007 года
Вести
 
 
 
Элементы взрывных устройств и вещественные доказательства, обнаруженные в размированной машине
Вести
 
 
 
Элементы взрывных устройств и вещественные доказательства, обнаруженные в размированной машине
Вести
 
 
 
Элементы взрывных устройств и вещественные доказательства, обнаруженные в размированной машине
Вести
 
 
 
Элементы взрывных устройств и вещественные доказательства, обнаруженные в размированной машине
Вести

Один из задержанных по делу о подготовке 9 мая теракта в Москве зверски избит в отделении милиции.

Как сообщили NEWSru.com правозащитники из общероссийского общественного движения "За права человека", к ним поступило обращение от родителей Умара Батукаева, которого 8 мая около 20:00 увезли из дома на улице Кржижановского в СИЗО Лефортово. В 22 часа в квартиру Батукаевых явились неизвестные, представившиеся сотрудниками ФСБ, и провели обыск, в результате которого ничего найдено не было.

По словам родителей задержанного, когда же они увидели сына, он был совершенно в неузнаваемом состоянии - "со следами зверских избиений, не мог стоять на ногах, производил впечатление одурманенного". О суде они узнали лишь за час до начала заседания.

- На свободе находятся еще двое подозреваемых
- "Заголовки.ru" о статьях и комментариях российских газет на эту тему

Напомним, накануне ФСБ отрапортовала о том, что российским спецслужбам удалось раскрыть целую террористическую группу. Оперативники нашли и обезвредили мощное взрывное устройство в автомобиле на Профсоюзной улице. В причастности к подготовке теракта подозревают Умара Батукаева и Руслана Мусаева.

Молодые люди подозреваются по двум статьям УК РФ - "незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия" и "покушение на терроризм". В течение 30 суток следствие должно предъявить им официальное обвинение.

В четверг Лефортовский суд Москвы удовлетворил ходатайство следственного управления ФСБ и принял решение об их аресте. Сперва суд выдал санкцию на арест студента Умара Батукаева, затем - Руслана Мусаева (выпускник вуза).

Батукаев является студентом 5 курса юридического факультета Московской академии экономики и права, уроженец Казахстана. Он был задержан в Москве 8 мая в 23:15.

Оглашая в четверг вердикт, судья Лефортовского суда сказала: "Суд постановил: избрать в отношении Батукаева Умара, 1984 года рождения, студента Московской академии экономики и права, подозреваемого по статьям 30-222, 30-205 УК РФ меру пресечения в виде заключения под стражу".

Судья отметила, что, согласно представленным материалам, избрать иную меру пресечения Батукаеву невозможно. "Суд считает обоснованными выводы следствия о том, что Батукаев, находясь на свободе, может продолжить заниматься преступной деятельностью", - добавила судья, ссылаясь также и на тяжесть преступлений, в совершении которых подозревается Батукаев.

Оглашая решение, судья отметила, что уголовное дело было возбуждено 8 мая в отношении организованной преступной группы, целью которой являлось осуществление терактов в городе Москве. Она подчеркнула, что "Батукаев в 2007 году вошел в организованную преступную группу". Он подозревается в том, что произвел покупку "самодельных взрывных устройств" и другого оружия и боеприпасов, которые впоследствии были размещены в автомобиле.

В ходатайстве следователя указывается, что, находясь на свободе, Батукаев может скрыться от суда и следствия, а также повлиять на ход расследования. Защита Батукаева просила отказать в удовлетворении ходатайства, ссылаясь на отсутствие достаточных оснований. "Суд вынес решение в полное отсутствие документов, как-либо подтверждающих причастность Батукаева", - заявил журналистам его адвокат Мурад Мусаев.

Он подчеркнул, что его подзащитный исключительно положительно характеризуется как по месту учебы, так и по месту жительства. "Теперь в течение 30 дней ему либо должны предъявить обвинение, либо отпустить из-под стражи", - добавил адвокат.

После этого судья зачитала решение в отношении Руслана Мусаева. "Избрать в отношении Мусаева Руслана, 1982 года рождения, уроженца города Москвы, гражданина РФ с высшим образованием, имеющего на иждивении несовершеннолетнего ребенка 2003 года рождения, подозреваемого по ст.222 и ст.30-205 УК РФ меру пресечения в виде содержания под стражей", - сказала судья, оглашая решение.

Судья отметила, что избрать иную меру пресечения, не связанную с лишением свободы, Мусаеву также невозможно, поскольку, находясь на свободе, он может скрыться от следствия, повлиять на ход расследования.

По мнению адвоката Батукаева Мурада Мусаева, решение об аресте было вынесено "с полным отсутствием доказательств служащих основанием для избрания ему меры пресечения в виде ареста".

На свободе находятся еще двое подозреваемых

Всего по делу установлены четверо подозреваемых, двое из которых - Хамиев и Асмаев - находятся, по версии следствия, за пределами столицы. В сообщении ФСБ отмечается, что "террористическая группа преимущественно состояла из выходцев из регионов Северного Кавказа". В подготовке теракта, считает следствие, принимали участие большее количество человек. В настоящее время устанавливаются их личности.

По версии следствия, для совершения теракта в Москве участники группы планировали использовать автомашину, начиненную взрывчаткой, для чего заблаговременно приобрели автомобиль ВАЗ-2107. 8 мая сотрудниками ФСБ автомашина была обнаружена у жилого дома по улице Профсоюзная.

В ней находилась бомба, разминирование которой затянулось на сутки с часа дня вторника. Тогда же в доме 26/44 и соседних зданиях провели эвакуацию, за которой наблюдал мэр Юрий Лужков. Людей выводили налегке, говоря, что тревога займет пару часов.

Вскрыв с помощью робота-сапера, которым дистанционно управляли из штабного автомобиля, багажник "семерки", взрывотехники обнаружили, среди прочего, два компьютерных системных блока. При просмотре рентгеном одного из них выяснилось, что внутри находится металлическая коробка из-под водки "Русский стандарт" с металлическими шариками, пакет с радиотелефоном, детонатором и укороченным автоматом Калашникова.

В наличии оказались все составляющие элементы бомбы: поражающим элементом должны были стать шарики, в качестве дистанционного взрывателя террористы могли использовать радиотелефон. Не хватало взрывчатки. Но при дальнейшем обследовании автомобиля с помощью рентгеновских лучей взрывотехники обнаружили несколько килограмм пластита, который был спрятан в спинке заднего сиденья "Жигулей". Общий его вес - 7 кг, уточнили в четверг в ФСБ.

По данным экспертов, бомба не находилась в боевом состоянии, но подготовить ее к взрыву можно было за несколько минут. Террорист должен был вставить взрыватели в пластит, подключить к ним контакты от телефона Senao (телефон большого радиуса действия), а сам радиотелефон при помощи адаптора подключить к электросети машины через прикуриватель. В результате пультом управления бомбы становилась трубка радиотелефона.

Осмотр машины - а для того, чтобы робот мог добраться до ее узлов, приходилось использовать различные манипуляторы и гидропушку - затянулся на сутки. Потом взрывотехники и оперативники занялись другими машинами, припаркованными на соседней улице Кржижановского. Как выяснилось, эти автомобили принадлежали чеченцам, задержанным во вторник вечером на месте происшествия.

На "семерку" сотрудников ФСБ навела информация, полученная оперативниками из Дагестана и Чечни. Один из дагестанских террористов, входивший в известную группировку "Шариат", заключил сделку со следствием и назвал чекистам имена и адреса своих подельников, которые после ликвидации группы в 2005 году разъехались по всей России. Одного из них задержали с бомбой на остановке общественного транспорта в Москве на проспекте Маршала Жукова еще 22 февраля этого года.

На Лорса Хамиева, проживающего в Грозном, информатор указал около недели назад. Чеченца, который, по данным ваххабита, готовил теракт в Москве с помощью радиоуправляемой бомбы, также взяли под стражу. Подозрения в адрес Лорса Хамиева усиливало то обстоятельство, что он задерживался по делу о теракте у ресторана McDonald's в Москве в октябре 2002 года (теракт, напомним, предварял захват заложников на мюзикле "Норд-Ост"), но в уголовном деле он фигурировал уже как свидетель. По некоторым данным, заминированная "семерка" на Профсоюзной принадлежала Лорсу Хамиеву. Во всяком случае, он снимал квартиру в доме 26/44 и пользовался местом на парковке, закрепленным за владельцем этого жилья. Там и стоял ВАЗ-2107.

Помимо Лорса Хамиева под подозрение по делу о подготовке теракта (ст. 205 УК), а также о хранении оружия и боеприпасов (ст. 222 УК) попали с десяток чеченцев в возрасте от 20 до 30 лет. В результате следственных мероприятий были также задержаны 26-летний уроженец Дагестана Магомед Озиев и 29-летний уроженец Чечни Адани Дамхажиев.

Дело в том, что молодые представители диаспоры, проживающие в Юго-Западном округе Москвы, традиционно собираются во дворе дома 26/44 по Профсоюзной, в котором прописаны или снимают квартиры их земляки. Здесь происходят встречи, знакомства, обмен новостями. В канун Дня Победы "профсоюзная" тусовка едва ли не в полном составе побывала в следственном управлении столичного УФСБ. Одним из первых забрали 23-летнего студента пятого курса столичной Академии экономики и права Умара Батукаева. Как рассказывает его отец Абдулрашид Батукаев, 8 мая около восьми вечера Умар, услышав из теленовостей о ЧП, поехал на соседнюю улицу, рассчитывая узнать подробности от земляков.

На допросе молодого человека спрашивали, что ему известно про заминированную "семерку", ее хозяине и людях, готовящих теракты в Москве, однако он сказал, что не имеет к происшедшему никакого отношения, а свое задержание назвал "трагической ошибкой". Дома у студента изъяли компьютер и записные книжки. Подозрения в отношении него основаны в том числе на том, что Умар Батукаев хорошо знал задержанного Хамиева и продал ему машину. Правда, не "семерку", а "десятку". Из знакомых Лорса Хамиева и участников "профсоюзной" тусовки после допросов в УФСБ под стражей остался и Руслан Мусаев.