Президент Ирана сейед Мохаммад Хатами прибывает сегодня в Москву с официальным визитом. Это первый в истории визит иранского президента в Россию. Предполагается, что он даст резкий импульс разностороннему сотрудничеству двух стран по многим направлениям, в том числе в военно-технической области.

Во времена, предшествовавшие развалу СССР и иранской революции, последним гостем Москвы из Тегерана такого уровня был в 1974 году шах Мохаммад Реза Пехлеви. Разумеется, и в отсутствие столь высоких визитеров отношения не прерывались и даже развивались, поскольку это диктовалось интересами обеих стран.

Но, по признанию сторон, они могли бы быть значительно продуктивнее. Упущения и неиспользованные возможности должны быть выправлены в документах и договоренностях, которые станут итогом встреч иранского президента с Владимиром Путиным и другими российскими руководителями. Объявлено, что оба президента подпишут совместные документы по каспийской проблематике. В них подтверждаются положения договоров 1921 и 1940 гг. по Каспию и зафиксирована приверженность двух стран принципу консенсуса между пятью государствами этого региона.

Главное же, как считает замминистра иностранных дел Виктор Калюжный, что они "открывают двери для сближения позиций заинтересованных сторон и урегулирования существующих проблем".

Подготовлено также несколько совместных заявлений, в том числе по терроризму и стратегической стабильности.

В преддверии визита шла доработка Договора об основах взаимоотношений между РФ и Ираном. "Работа ведется очень активно, но времени остается совсем мало", - сообщил в начале марта замминистра иностранных дел России Александр Лосюков.

"Если мы сумеем договориться по отдельным формулировкам, значит, договор будет", - отметил Лосюков. А накануне приезда высокого иранского гостя посол Ирана в России Мехди Сафари сообщил, что такой документ, который он назвал договором о дружбе и сотрудничестве, готов и будет подписан.

Это, по мнению посла, позволяет охарактеризовать визит как исторический. Речь пойдет и о перспективах поставок российских вооружений Ирану. Именно эта тема наряду со строительством Россией АЭС в Иране привлекает к себе наибольшее внимание в мире и неоднократно вызывала недовольство Вашингтона.

АЭС, насколько известно, в обсуждении не нуждается: контракт, подписанный еще в 1995 году, последовательно выполняется. Так, в январе этого года из Волгодонска в Бушер была отправлена опорная ферма для ядерного реактора, предстоят поставки российского реакторного оборудования и турбинной установки.

Этот контракт, как неоднократно было доказано, в том числе проверками, не имеет ничего общего с распространением ядерной технологии двойного, т.е. мирного и военного, назначения.

А в области военных поставок речь пойдет в первую очередь об обычных вооружениях и запасных частях к советской военной технике, состоящей на вооружении иранской армии.

Основа для обсуждения - российское законодательство и международные обязательства России по нераспространению оружия массового поражения и ракетных средств его доставки. Поставки, как считают в Москве, не нарушат баланса сил в регионе.

В течение пяти лет Россия не поставляла Ирану некоторые типы вооружений по уже подписанным в 90-е годы контрактам в силу обязательств по российско-американскому меморандуму.

Но в ноябре прошлого года РФ вышла из этого соглашения с американцами. И теперь стороны обсуждают сложную проблематику наименований, объемов и сроков поставок.

Что касается новых контрактов, то, как сообщил заместитель председателя правительства России Илья Клебанов, их "мы еще не заключили по разным причинам, зависящим не только от России".

Но соответствующие коммерческие предложения, охватывающие авиационные, сухопутные и морские вооружения, уже переданы иранской стороне и обсуждаются сторонами на рабочих уровнях.

По оценке российских оборонщиков, Россия могла бы ежегодно экспортировать в Иран вооружений на 300 млн. долларов.

Это было бы существенным прибавлением к нынешнему товарообороту, составившему в прошлом году, по данным Минэкономразвития РФ, 900 млн. долларов.