По данным Счетной палаты, государственные СМИ не поддерживают имидж России за рубежом
 
По данным Счетной палаты, государственные СМИ не поддерживают имидж России за рубежом
Архив NEWSru.com

Уже не первый год государство выделяет на финансирование своего имиджа за рубежом миллионы долларов. Формирование положительного имиджа России в глазах Запада объявлено государственной задачей, на выполнение которой брошены лучшие силы отечественной государственной журналистики - ИТАР-ТАСС, ВГРТК и РИА "Новости". Но результаты не впечатляют.

Проверка Счетной палаты в 2004 году показала, что крупные средства и немалая собственность, находящиеся в распоряжении государственных СМИ за пределами России, или не используются вовсе, или тратятся в интересах отдельных компаний и их работников, пишет газета "Версия".

В своё время ИТАР-ТАСС, РИА "Новости" и ВГРТК и создавались для производства материалов, пропагандирующих советский образ жизни на Западе. Сегодня ежегодные государственные затраты на поддержку этих СМИ за границей превышают 30 млн долларов. ИТАР-ТАСС обходится налогоплательщику почти в 5 млн долларов, РИА "Новости" - более чем в 5 млн, ВГРТК - в 22 млн.

Кроме госдотаций все три организации имеют собственные заработки. Это так называемые разрешенные виды деятельности (доходы от подписки, создание и распространение видеоматериалов и печатной продукции, поддержка интернет-порталов и т.д.). Выручка за разрешенную деятельность доходит до половины сумм, выделяемых из госбюджета. Однако на что именно тратятся эти колоссальные суммы - непонятно.

Несмотря на многомиллионные суммы, выделяемые бюджетом на содержание сети ИТАР-ТАСС, ряд зарубежных филиалов агентства предпочитал не расходовать их на улучшение имиджа России. Некоторые филиалы решили "от греха подальше" не запускать руку в государственные ассигнования, а самостоятельно зарабатывать для себя.

В представительствах ИТАР-ТАСС в Японии и во Франции остатки на счетах ежедневно превышали установленный Банком России лимит в 6-10 раз. В той же Японии финансирование представительства из средств федерального бюджета в 2002-2003 годах вообще не осуществлялось. Но внакладе представительство не оставалось. Деньги на свое содержание зарабатывались "прочими видами деятельности". И деньги немалые: на счетах в Японии остатки валютных средств по состоянию на 1 января 2002 года составили 989,4 тыс. долларов, на 1 января 2003 года - 1445,8 тыс., на 1 октября 2003 года - 1800,1 тыс.

К сожалению, финансовый успех не сопровождался каким-либо впечатляющим эффектом для внешнеполитического или инвестиционного имиджа России. Неудивительно: деньги государства, заказавшего "имидж", остались неприкосновенными, а после "прочих видов деятельности" на госзаказчика не оставалось ни сил, ни времени.

В РИА "Новости", например, информация о расходовании на территории России и за рубежом средств федерального бюджета и внебюджетных средств представлялась в форме авансовых отчётов с приложением первичных документов. А бухгалтерский учет в ее подразделениях не вёлся и отчётность не составлялась, пишет "Версия".

С развалом Союза в 1992 году было создано Информационное телеграфное агентство России, которое в 1993 году по указу президента Бориса Ельцина стало правопреемником ТАСС. Его деятельность осуществлялась на основании устава, утверждённого постановлением Правительства России ещё в 1994 году. Устав агентства с тех времён не менялся, хотя принятые позже Гражданский кодекс и федеральный закон "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" предписывали внести в него необходимые изменения. Этого сделано не было, и легитимность существования компании могла быть поставлена под сомнение, а её деятельность - даже полностью ликвидирована, будь у заинтересованных лиц въедливый юрист. Юридические неурядицы ИТАР-ТАСС на этом не заканчиваются.

Согласно уставу, компания действовала как центральное государственное информационное агентство, организованное в форме государственного предприятия. Однако фактически агентство функционировало как бюджетное учреждение. Для решения главной задачи - освещать в нужном свете государственную политику и общественную жизнь Российской Федерации - агентство могло создавать, реорганизовывать и ликвидировать за рубежом отделения, корпункты, филиалы, представительства и другие подразделения по своему усмотрению. Но вот незадача: записать свои филиалы в устав и нужным образом юридически их оформить, как того требует Гражданский кодекс, ИТАР-ТАСС не удосужилось. Да и вообще, в агентстве совершенно отсутствовали критерии выбора того или иного региона, где необходимо освещение происходящих событий. Всё делалось наобум или в зависимости от того, куда хотелось бы командировать нужного человечка под видом сотрудника ИТАР-ТАСС.

Сейчас зарубежная корреспондентская сеть ИТАР-ТАСС состоит из почти 130 отделений в 67 странах мира. Трудятся там около 200 человек, и многие из них, как и само агентство, практически находятся на нелегальном юридическом положении, без документов, необходимых для законного функционирования на зарубежной территории. Так, даже представительство ИТАР-ТАСС в Нью-Йорке не имело на месте положения о себе, утверждённого штатного расписания и должностных инструкций сотрудников.

Формирование корсети ВГТРК происходило в 1991-1992 годах путём присоединения к ней части корреспондентской сети бывшего Гостелерадио СССР, Российской государственной телерадиокомпании "Останкино" и Всесоюзной государственной телевизионной и радиовещательной компании. Но документы о переделе корреспондентской сети в ВГТРК отсутствуют. Кроме того, в учредительных документах ВГТРК отсутствует и информация об открытых корреспондентских пунктах, что, так же как и в случае с ИТАР-ТАСС, ставит под сомнение законность функционирования корсети ВГТРК за рубежом.

Беда с правовой базой и у РИА "Новости". В нарушение требований действующего законодательства и собственного устава нормативные документы РИА не содержат сведений о филиалах и представительствах за рубежом, поэтому и в данном случае легитимность их существования под вопросом.

Опять-таки в нарушение законодательства и устава используемое зарубежными корреспондентами имущество не учитывалось на отдельных балансах представительств, корпунктов, бюро и отделений. Руководители заграничных подразделений РИА имело фактически недействительные доверенности, сотрудники корсети работали без заключённых с агентством трудовых договоров и утверждённых должностных инструкций.

Наследство СССР

На балансе РИА "Новости" числится до 79 объектов, включая земельные участки, в 34 странах. Их номинальная стоимость составляет 137,8 млн рублей. Однако до сих пор, по прошествии более 10 лет, в 8 странах недвижимость документально оформлена на бывшие посольства СССР. В 12 странах по 16 объектам недвижимости основанием для использования собственности в зарубежных странах являются договоры и соглашения, переоформленные на посольства Российской Федерации, а не на РИА "Новости". В 3 странах 11 объектов недвижимости оформлены на АПН, в 11 странах 15 объектов - на РИА "Новости". Лишь в Монголии недвижимость оформлена положенным образом.

Следует отметить, что в 14 странах мира представительства РИА были закрыты, а объекты недвижимости в настоящее время не используются. В Дели здание представительства РИА "Новости", оформленное на посольство СССР в Индии, было снесено с условием постройки нового комплекса. Когда эта постройка завершится, не знает никто. В 6 странах (Замбии, Индии, Конго, Никарагуа, Перу, Уругвае), где представительства РИА закрыты, собственность сдаётся в аренду юридическим и физическим лицам этих государств. В Конго, где РИА "Новости" не имеет своих представителей, земельный участок и здание арендует местная компания "Эском". Причём арендный договор составлен от лица адвоката, не имевшего полномочий для осуществления сделок от имени РИА.

Но и в тех странах, где представительства РИА "Новости" функционируют, в аренду сдаются 14 объектов. При этом размер арендной платы не определён никаким нормативным документом и устанавливается самим представительством или руководством РИА на только им известных основаниях.

Есть и у ВГТРК кое-какая собственность за рубежом. Например, корпункты в Бельгии, Германии и Италии наряду с арендованными помещениями использовали 4 квартиры, находящиеся на балансе ВГТРК. В Бельгии 2 квартиры приобретены ещё в 1985 году Гостелерадио СССР, а в Италии и Германии в 1995 году ВГТРК прикупила ещё 2 квартиры. Корпункты в Великобритании, США, Чехии, Японии располагаются в арендуемых помещениях. А вот нормативные документы, устанавливающие размер платы за аренду помещений, в которых располагались корпункты и проживали сотрудники, ВГТРК не разрабатывала. То есть каждый руководитель корпункта мог снять за госсчет от ночлежки до роскошной виллы, и никто бы ему и слова не сказал.