В последние несколько дней российские медики настоятельно предупреждают об опасности биотеррористических атак на территории России
Архив NEWSru.com
В последние несколько дней российские медики настоятельно предупреждают об опасности биотеррористических атак на территории России Накануне замдиректора института эпидемиологии Минздрава и социального развития РФ Виктор Малеев предупредил об опасности биотеррористических атак и угрозе развития уже существующих инфекций
ВСЕ ФОТО
 
 
 
В последние несколько дней российские медики настоятельно предупреждают об опасности биотеррористических атак на территории России
Архив NEWSru.com
 
 
 
Накануне замдиректора института эпидемиологии Минздрава и социального развития РФ Виктор Малеев предупредил об опасности биотеррористических атак и угрозе развития уже существующих инфекций
medvestnik.ru
 
 
 
В пятницу с новым предупреждением об опасности выступил главный государственный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко. "В настоящее время ни одна страна, включая и нашу, не может быть признана адекватно готовой к этой угрозе. Необходимо принимать неотложны
Архив NEWSru.com
 
 
 
Реальная оценка риска, сопряженного с возможным применением биологического оружия, лежит в анализе возможностей, которые такое оружие представляет для террористических организаций
Архив NEWSru.com

В последнее время российские медики настоятельно предупреждают об опасности биотеррористических атак на территории России и обращаются к правительству с просьбой уделить этой проблеме еще более серьезное внимание.

В сентябре в Новосибирске в научном центре "Вектор" (Государственный научный Центр вирусологии и биотехнологии) прошла международная конференция по вопросам сотрудничества в области биобезопасности и противодействия биотерроризму.

В сентябре же правительство России приняло решение о создании правительственной комиссии по биологической и химической безопасности, в которую входят представители Минсельхоза, Минобороны, Минпромэнерго, МЧС, МИД, МЭРТ, МВД, Российской академию наук и Российской академии медицинских наук.

Этой осенью Госдума намерена принять 15-20 законопроектов по совершенствованию законодательства в области безопасности, в том числе противодействия биотерроризму.

В конце октября в Москве впервые пройдет Международная конференция "Молекулярная медицина и биобезопасность". Ее организаторы считают вполне реальной угрозу биотеррористических атак и поэтому ставят молекулярную медицину в приоритет государственных интересов. Медики утверждают, что научные разработки в настоящий момент вышли за рамки лабораторных исследований и пока находятся вне контроля государства.

В четверг замдиректора института эпидемиологии Минздрава и социального развития РФ Виктор Малеев предупредил об опасности биотеррористических атак. Как заявил Малеев, "угроза нанесения по Российской Федерации атаки с применением возбудителей особо опасных инфекционных болезней продолжает сохраняться", сообщает "Интерфакс". "Сложность состоит в том, что бюрократический аппарат так устроен, что для принятия решения по развитию какого-то направления борьбы с инфекцией, требуется время, а у микробов нет бюрократии, поэтому они активно наступают и изменяются", - отметил медик.

В пятницу новые предупреждения об опасности звучали уже из уст главного государственного санитарного врача РФ Геннадия Онищенко. "В настоящее время ни одна страна, включая и нашу, не может быть признана адекватно готовой к этой угрозе. Необходимо принимать неотложные меры", - подчеркнул он в интервью "Независимой газете", опубликованном в пятницу.

- УТЕЧКА БОЕВОГО ШТАММА бацилл сибирской язвы в Екатеринбурге
- Биологическое оружие: терроризм в пробирке
- Что применяется в качестве биологического оружия
Справка: Биотерроризмом специалисты называют преднамеренное "высвобождение" патогенных биологических субстанций с целью причинения максимального вреда человеку, животным и/или растениям (например, сельскохозяйственным культурам). С момента печально известной террористической атаки 11 сентября 2001 года Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) всерьез обеспокоена угрозой применения биологического оружия террористами, особенно в связи с уже зафиксированными фактами применения спор сибирской язвы в США. С тех пор в прессе и в среде специалистов активно обсуждаются возможные варианты террористических актов с использованием биологических материалов, а также возможных способов противодействия им.

Онищенко отметил, что "существующие системы государственного эпидемиологического надзора и борьбы с инфекционными болезнями должны быть способны выявить, локализовать и ликвидировать вспышку инфекционного заболевания независимо от того, является она следствием естественного проявления природного патогена или результатом его преднамеренного использования".

"Возросла потенциальная опасность доступа экстремистских сил к лабораториям, работающим с возбудителями особо опасных инфекций, или коллекциям микроорганизмов, депонируемых для государственных нужд", - сказал он. Тревогу медиков, подчеркнул Онищенко, вызывает, в частности, тот факт, что прекращение оспопрививания привело к утрате 60% населения иммунитета к этой инфекции, а это может создать крайне опасную ситуацию в случае использования возбудителя оспы с террористической целью.

Реальная оценка риска, сопряженного с возможным применением биологического оружия, лежит в анализе возможностей, которые такое оружие представляет для террористических организаций. Если, например, злоумышленники используют вирус, который легко передается от человека к человеку, то благодаря небольшому количеству боевого отравляющего вещества и использованию быстрых путей передачи инфекции можно вызвать широкое распространение эпидемии, которая будет вполне сравнима по своему эффекту с ядерным оружием. Компьютерное моделирование также показывает, что при нынешней насыщенности воздушного сообщения между государствами и континентами несложно распылить вирусы в любом международном аэропорту с помощью лишенных запахов аэрозолей и вызвать тем самым всемирную эпидемию.

Например, известен случай, когда в 1972 году заболевший оспой албанец прибыл в Германию, где только на седьмой день заболевания ему был поставлен подтверждающий диагноз. Немецким медикам пришлось поместить в карантин 678 человек и прививать 78 тысяч человек! Мероприятия продолжались 4 недели и обошлись казне в 1,5 млн марок. Хотя этот случай классифицируется как естественная вспышка эпидемии, не повлекшая смертей, он показывает масштабы издержек и медицинских расходов.

"Активизация на территории России и ряда сопредельных стран природных очагов таких особо опасных инфекций, как чума, геморрагические лихорадки, может привести к заболеваниям среди населения, которые не всегда удается быстро отличить от случаев, вызванных терактами", - добавил он.

Онищенко напомнил, что российские медики дважды проходили "своеобразные тренировки на реальный террористический акт". "Первый раз - когда осенью 2001 года отслеживали более 600 конвертов, подозрительных на наличие возбудителей сибирской язвы. За ними ездили на почтамт работники городской санэпидстанции в противочумных костюмах. И один конверт с сибиреязвенными микробами, адресованный в консульство США в Екатеринбурге, нашли-таки. Второй раз - с атипичной пневмонией, когда выясняли, что это - случайное или умышленное заражение, определяли, как лечить, какой карантин, какие меры безопасности", - рассказал он.

"В нашей стране после длительного периода беспечности государство наконец внятно обозначило свою позицию - в декабре 2003 года на Совете безопасности была рассмотрена концепция биологической и химической безопасности (денег, правда, дополнительно не дали ни копейки). Сейчас создается правительственная комиссия по биологической и химической безопасности во главе с министром здравоохранения и социального развития, в состав которой должны войти все силовые министерства и ведомства, министерства науки и образования, сельского хозяйства на уровне не ниже замминистра", - подчеркнул Онищенко.

Угроза биотерроризма может быть предотвращена только благодаря общим усилиям всего международного сообщества. Такие целенаправленные мероприятия призваны укрепить уже имеющиеся барьеры для террористов в производстве и применении биологических боевых отравляющих веществ, существенно минимизировав при этом и саму угрозу со стороны биотеррористов.

Для распространения биологического оружия могут применяться:

- авиационные бомбы и генераторы аэрозолей, артиллерийские снаряды и мины, ракеты ближнего и дальнего действия, а также любые другие беспилотные средства нападения, несущие в себе БО;
- различные наземные специально оборудованные машины и приборы для заражения воздуха;
авиационные бомбы и контейнеры, снаряженные зараженными членистоногими;
- различные приборы и специальная аппаратура для диверсионного заражения воды, воздуха закрытых помещений, продуктов питания, а также для распространения зараженных членистоногих и грызунов.

Практически беспроигрышный вариант - использование искусcтвенно зараженных бактериями и вирусами блох, комаров, мух, вшей, клещей, причем такие переносчики в течение очень длительного времени - фактически всю свою жизнь - могут сохранять способность к передаче возбудителя человеку. А продолжительность жизни членистоногих может колебаться от нескольких дней и недель (комары, мухи и вши) до нескольких лет (блохи, клещи).

Понятно, что применение такого способа заражения возможно только в теплое время года, поскольку в других условиях насекомые и клещи просто не выживут.

Для заражения воды в реках, озерах и водопроводах могут использоваться средневековые, но не менее эффективные способы - зараженные грызуны или их трупы, а также трупы людей, погибших от той или иной инфекции.

Утечка смертоносного бактериального аэрозоля - боевого штамма бацилл сибирской язвы в Екатеринбурге

О том, что биологическое оружие реально опасно и достаточно эффективно, в современной истории свидетельствует только один факт. Для России он имеет особое значение, поскольку инцидент произошел в Свердловске (ныне - Екатеринбурге), в теперь уже далеком 1979 году.

Военный городок Свердловск-19. Секретный микробиологичский центр Министерства обороны СССР. В ночь на второе апреля происходит утечка смертоносного бактериального аэрозоля - боевого штамма бацилл сибирской язвы. Облако быстро накрыло практически всю южную часть столицы Урала.

Первые заболевшие и умершие появились 4 апреля - всего через два дня после катастрофы. Начиная с 5-го апреля в течение трех недель ежедневно умирало не менее 5 человек. Последняя смерть была зарегистрирована только 12 июня 1979 года - более чем через два месяца после начала вспышки.

Всего, по информации BBC, было зарегистрировано 79 случаев заболевания, из них 68 случаев закончились летальным исходом, таким образом, смертность составила 86 процентов.

Начало болезни было обычным: температура, сухой кашель, озноб, головокружение, головная боль, тошнота, слабость, боли в груди, плохой аппетит, затем - рвота с кровью, и дальнейшее течение болезни приобретало молниеносный характер. Смерть от массивных кровоизлияний в головной мозг и внутренние органы могла настигнуть человека где угодно: дома, на улице, в магазине, даже в очереди к врачу.

Официальной огласки случай не получил, однако диагноз "кожная форма сибирской язвы" все-таки разрешили, скрыть характерную симптоматику было невозможно. Официальной версией вспышки в Свердловске стало употребление мяса зараженных животных. Для кожной формы сибирской язвы - вполне логично, но вообще-то все развитие событий указывало на другую, более опасную форму сибирки - легочную, которая не может развиться энтеральным путем, при поедании мяса. Необходимо вдохнуть возбудителя извне.

Позже выяснились еще более интересные факты: сибирская язва вела себя очень странно, избирательно поражая мужчин зрелого возраста. В меньшей степени пострадали женщины и оказались совершенно нетронутыми самые очевидные группы риска - дети и старики. С точки зрения природной "сибирки" такие предпочтения выглядят нелепо, а вот с точки зрения боевого штамма, измененного именно в целях поражения военнослужащих - все выглядит более чем логично.