Заместитель госсекретаря Николас Бернс потребовал от "всех наций прекратить любое сотрудничество с Ираном в ядерной сфере"
AFP
Заместитель госсекретаря Николас Бернс потребовал от "всех наций прекратить любое сотрудничество с Ираном в ядерной сфере"
 
 
 
Заместитель госсекретаря Николас Бернс потребовал от "всех наций прекратить любое сотрудничество с Ираном в ядерной сфере"
AFP

Иностранная пресса в четверг комментирует встречу дипломатов великих держав планеты, которые приезжали на совещание в Москву для обсуждения иранской ядерной проблемы. Единственным результатом саммита по иранскому кризису стало ухудшение отношений между Москвой и Вашингтоном, пишет La Repubblica (Полный текст на сайте Inopressa.ru).

Собравшись в российской столице, заместители министров иностранных дел пяти стран – постоянных членов Совета Безопасности ООН (США, Россия, Китай, Франция и Великобритания), а также представитель Германии, действительно не достигли никакого соглашения по шагам, которые предстоит предпринять. Но самое плохое, что каждый остался при своем мнении: такое впечатление, что нефтяной шантаж режима аятолл уже привел к расколу международного сообщества.

La Stampa также отмечает, что в Москве великим державам не удалось прийти к соглашению, какие меры должна предпринять ООН в отношении Ирана. И спустя несколько часов заместитель госсекретаря Николас Бернс потребовал от "всех наций прекратить любое сотрудничество с Ираном в ядерной сфере" (полный текст на сайте Inopressa.ru).

Это требование непосредственно относится к Москве: Россия участвует в строительстве АЭС в Бушере. И выдвинуто оно в тот момент, когда в Москве проходило заседание политдиректоров МИД стран – членов "восьмерки". Это совпадение можно понять как намерение Вашингтона "прижать к ногтю" президента Владимира Путина в преддверии саммита восьми наиболее промышленно развитых стран мира, который пройдет в июле в Санкт-Петербурге, отмечает издание.

Чтобы сигнал Белого дома был предельно ясным, Бернс подчеркнул: "Россия должна прекратить сотрудничество по Бушеру, а также экспорт материалов и технологий, которые могут иметь двойное использование", – речь идет о поставках Тегерану противоракетных систем "Тор".

Выпад Бернса, правой руки госсекретаря Кондолизы Райс, совпал по времени с ужесточением позиций западных стран. Французский президент Жак Ширак в интервью египетской газете Al Ahram назвал "неприемлемыми иранские ядерные планы", а британский премьер Тони Блэр потребовал от международного сообщества не мешкать и направить Тегерану послание о "единстве" по вопросу иранской ядерной программы. Перед лицом американского и европейского наступления Москва ограничилась лишь согласием на принятие заявления экспертов G8, указывающего Тегерану на необходимость "выполнять требования Международного атомного агентства ООН" о прекращении обогащения урана.

Кремль заявил, что будет придерживаться нейтралитета в случае рокового американского военного вмешательства в Иране, которое многие уже считают вопросом решенным. Москва также заявила, что не прекратит поставок вооружения Исламской республике. В ответ Вашингтон потребовал от всех стран, в первую очередь от Москвы, прервать сотрудничество с Ираном.

"Так же, как это было в 2001 году в отношении Афганистана, если международный кризис, связанный с иранской ядерной программой, приведет к возникновению вооруженного конфликта, наша армия не будет выступать ни на чьей стороне, – заявил вчера утром начальник Генерального Штаба ВС РФ генерал Юрий Балуевский. – "Несмотря на обострение ситуации, мы будем полностью соблюдать соглашения, подписанные с Тегераном по поставкам противоракетных комплексов "Тор-М1", которые являются не стратегическим, а оборонительным оружием". Речь идет о контракте, подписанном двумя сторонами, на поставку семи ракетных зенитных батарей на общую сумму около миллиарда долларов.

Несколько дней назад тот же генерал Балуевский выразил уверенность, что "иранские ядерные программы не могут завершиться ни в ближайшем будущем, ни в отдаленной перспективе созданием атомного оружия".

Не слишком активная позиция Москвы объясняется ролью гостеприимного хозяина на переговорах по Ирану, а не согласием с позициями США-ЕС, о чем свидетельствует холодное молчание по Бушеру и заявления высшего руководства вооруженных сил в защиту поставок противоракетных систем Ирану.

Что касается Китая, пока непонятно, как он относится к напряженности в отношениях между Западом и Россией: до последнего момента Пекин выступал в одном строю с Москвой – против принятия санкций ООН по Ирану, но этим утром Джордж Буш попытается добиться от президента Ху Цзиньтао шага вперед в ходе переговоров в Овальном кабинете Белого дома.

В Москву вчера вечером прибыла делегация переговорщиков из Тегерана, приглашенная Кремлем в надежде способствовать достижению компромисса. Содержание переговоров с немцами, французами и британцами хранится в строгом секрете, но французский дипломат сообщил, что делегация Тегерана подтвердила, что "в ближайшее время будут ускорены темпы обогащения урана". Вместе с тем иранцы предложили странам Евросоюза принять участие в обогащении, чтобы они могли знать, где будет применяться полученный продукт. Министр иностранных дел Великобритании сделал вывод, что "да" Ирана в ответ на требования ООН маловероятно", и заявил о срочной необходимости достижения соглашения между шестью державами (США, Россия, Великобритания, Франция, Китай и Германия) о том, каким курсом следовать в Совете Безопасности ООН.

Перед лицом вихря дипломатических инициатив иранский президент Махмуд Ахмади Нежад предложил членам ОПЕК поставлять по низкой цене нефть самым бедным странам и одновременно поднять цены на сырье на мировых рынках, "потому что нефть еще не достигла реальной стоимости", несмотря на рекордную цену в 71 доллар за баррель. Эти слова должны подтвердить опасения аналитиков Уолл-стрит, которые боятся того, что Тегеран может разыграть энергетическую карту, чтобы помешать достижению согласия в ООН, делая основную ставку на зависимость от импорта иранской нефти китайской экономики.