Спустя почти четыре года после того, как президенты Джордж Буш и Владимир Путин установили теплые личные связи, отношения между Москвой и Вашингтоном снова охладились, и сейчас им предстоит крупное испытание
Архив NEWSru.com
Спустя почти четыре года после того, как президенты Джордж Буш и Владимир Путин установили теплые личные связи, отношения между Москвой и Вашингтоном снова охладились, и сейчас им предстоит крупное испытание
 
 
 
Спустя почти четыре года после того, как президенты Джордж Буш и Владимир Путин установили теплые личные связи, отношения между Москвой и Вашингтоном снова охладились, и сейчас им предстоит крупное испытание
Архив NEWSru.com

Спустя почти четыре года после того, как президенты Джордж Буш и Владимир Путин установили теплые личные связи, отношения между Москвой и Вашингтоном снова охладились, и сейчас им предстоит крупное испытание, пишет сегодня The Cristian Science Monitor (перевод на сайте Inopressa).

Долгожданный саммит в Словакии может изменить американо-российские связи – напряженность возрастает по таким вопросам, как распространение демократии, ядерный потенциал Ирана и поставка ракет в Сирию.

США с новой силой сосредоточились на демократии - спустя три года, в течение которых любой вопрос внешней политики рассматривался через призму войны с террором, – и это углубило тревогу России в преддверии саммита.

Заявления Буша, сделанные в понедельник в Брюсселе, в которых он отметил, что США и Европа должны сделать демократическую реформу основой диалога с Россией, подчеркивают, насколько по-разному два лидера относятся к важности демократических реформ.

Хотя обе страны сохраняют приверженность стратегическим вопросам ядерного нераспространения и войны с террором, Кремль расширил рамки своего авторитаризма, выступил против американского вторжения в Ирак и обвинил Вашингтон в попытке перетянуть бывшие советские государства в западный лагерь путем содействия революциям на Украине и в Грузии.

"С российской точки зрения, налицо двойные стандарты, – говорит Фиона Хилл, эксперт по России в Брукингском институте в Вашингтоне. – Среди российской элиты распространены антиамериканские настроения, ощущение того, что США потеряли свой моральный авторитет – из-за Ирака, тюрьмы "Абу-Грейб" и разрастания американских амбиций".

Включить все эти вопросы в программу одного саммита нелегко, но некоторые утверждают, что встреча с Бушем лицом к лицу обернется преимуществом для Путина.

"Этот саммит во многом является попыткой Путина вернуться к своей прежней мощи, – говорит Павел Баев, аналитик по России в Международном институте исследования мира в Осло в Норвегии. – Ему кажется, что его усилия увенчаются успехом при личной встрече, с глазу на глаз... и, вероятно, он думает, что сможет установить новые связи с президентом Бушем".

В его рукаве может быть припрятана одна козырная карта, которая после выборов в Ираке 30 января стала еще ценнее. Решение отправить российские войска в Ирак – по крайней мере, обещание этого (российские войска могут служить миротворцами в составе возглавляемой США коалиции) будет рассматриваться как содействие становлению нового иракского правительства, а не продолжению американской оккупации. После выборов в Ираке американские чиновники уже уведомили Москву, говорит Баев, что отправка российских войск в Ирак будет оценена по достоинству.

"Разыгрывать эту карту Путин будет не слишком охотно и прибережет ее на крайний случай, однако он может это сделать", – продолжает Баев.

Россия подтвердила свои обязательства по постройке иранской АЭС – несмотря на обеспокоенность Вашингтона тем, что усилия Ирана маскируют военную ядерную программу. Россия, насколько известно, ведет переговоры о постройке новых АЭС в Иране. Всего через два дня после саммита Буша и Путина Иран и Россия должны подписать договор о поставках ядерного топлива. Буш считает Иран частью "оси зла", в то время как Путин на прошлой неделе заявил, что он "убежден", что Иран не намерен создавать атомную бомбу, и назвал Иран "давним партнером".

Еще один вопрос, который, вероятно, будут обсуждать Буш и Путин, – это Сирия. На прошлой неделе Москва подтвердила факт заключения сделки с с этой страной по поставкам ракетных систем ПВО. Вашингтон обвиняет Сирию в поддержке терроризма.

Еще одна вспышка в отношениях произошла из-за "оранжевой революции" на Украине, которая разразилась после сфальсифицированных выборов между поддерживаемым Кремлем Виктором Януковичем и ориентированным на Запад Виктором Ющенко. Путин даже ездил в Киев, чтобы поучаствовать в кампании Януковича в преддверии ноябрьских выборов.

Также критику Вашингтона и Европы вызвали усилия Путина по устранению демократических норм в России. Госсекретарь США Кондолиза Райс, специалист по России, заявила министру иностранных дел Сергею Лаврову, что подобные шаги "усложняют поддержание полных и глубоких отношений".

Handelsblatt: Буш не спешит раскрывать объятия Путину, а это оскорбляет Кремль

Джорджу Бушу понадобится много шпаклевки, чтобы заделать трещину в отношениях с Европой. Буш эмоционален, многословен и часто впадает в патетику. Он превозносит традиции и старую дружбу, он говорит о партнерстве, имеющем общие духовные корни, убеждения и ценности. Только один союзник не попадает в эти объятья – Россия. Как никогда важная часть брюссельской речи Буша была посвящена дефициту демократии в России. Для Владимира Путина, который в четверг встречается с Бушем в Братиславе, это равносильно оскорблению: ведь еще недавно Москва, союзник по борьбе с террором, была для США чуть ли ни неприкосновенной, пишет Handelsblatt (перевод на сайте Inopressa.ru).

При всем том Буш, конечно, прав. Потому что движение России к гражданскому обществу и демократии пошло явно не в том направлении. Лишь тот, кто при рассмотрении отдельных моментов сознательно отходит от их политического контекста, может найти оправдание действиям государства. Он может одобрить уничтожение ЮКОСа, потому что когда-то его глава Михаил Ходорковский создал некоторые части своей империи неправедным путем. Он также может защищать отмену прямых выборов губернатора, ссылаясь на то, что большинство из них пришло к власти при помощи коррупции. Он также может выказать понимание российскому поведению во время кризиса на Украине, поскольку зона влияния Москвы и без того уже достаточно сократилась.

При этом Путин не просто изничтожает ростки демократии. Он строит государство по образцу, который в русской истории давно известен. Стабильность он ставит превыше всего, потому что не доверяет своим согражданам. В итоге никто, кому в качестве ценности одной стабильности недостаточно, не может теперь сказать, куда все же Путин ведет страну.

Джордж Буш фактически принял решение. Кто ставит такие ценности, как свобода и демократия, так же высоко, как он, должен предъявлять те же требования к своему партнеру. Он все еще пытается облегчить Путину путь к отступлению и ссылается на сложность реформирования страны. Но именно на примере России становится очевидным, насколько рискованным может оказаться политика, которая основана скорее на ценностных ориентирах, чем на прагматических началах.

The Wall Street Journal: Белый дом хочет спасти Россию от самой себя

Вопрос двусторонних отношений России и США заключается в том, гттов ли Белый дом и дальше терпеть методичное разрушение демократии в России. В понедельник Буш показал, что политика может измениться. Его заявление в Брюсселе, что Россия должна стремиться к демократии и законности, важно потому, что до сих пор он избегал публично критиковать Россию, полагая, что пассивное отношение США ко все более недемократичным российским методам необходимо, чтобы гарантировать сотрудничество России в войне с терроризмом, пишет влиятельная американская газета The Wall Street Journal.

Проблема в том, что тяга Путина к авторитаризму сама по себе трансформировала отношения между Россией и Западом. В России возник бюрократический режим, в котором задают тон бывшие агенты КГБ. Такой режим не является надежным стратегическим союзником США из-за своего экспансионизма, поощрения масштабной коррупции и проведения внутренней политики, которая может только отвратить гражданское общество Запада.

Российский экспансионизм является прямым следствием путинских "реформ". Нейтрализовав независимые центры власти, он фактически не имеет оппонентов. У него практически нет и сторонников, за исключением людей, связанных с армией, ФСБ и полицией, – наиболее враждебных к Западу и непреклонных в поддержке попыток России господствовать на бывшей советской территории. Печальным примером того, что это означает, является разговор, записанный на пленку украинскими спецслужбами и вызывающий подозрения в причастности офицеров ФСБ к попытке отравления президента Виктора Ющенко.

Масштабная коррупция также подрывает стратегическое сотрудничество. В 2002 году США пытались убедить Россию "переосмыслить" сотрудничество с Ираном. Они предлагали военное и космическое сотрудничество, а также одобрение хранения в России ядерных отходов, поступающих из-за рубежа, если Россия прекратит торговать с Тегераном оружием и ядерными технологиями. Предложение отвергли, поскольку прозрачная сделка с США не давала возможностей для махинаций и откатов, которые не исключены при проведении темных сделок со страной-изгоем и выгодны для кремлевских чиновников.

Авторитаризм Путина создает напряженность между Россией и Западом, поскольку его политика неприемлема для западного общества. Выборы с заранее известным результатом, подконтрольная пресса и готовность жертвовать жизнями в ситуациях с заложниками возмущает западное общественное мнение, вне зависимости от позиции политических лидеров. В таких случаях Россия обычно отвечает огульными обвинениями Запада.

The Washington Post: Путин теряет поддержку внутри своей страны

Президент Владимир Путин думает, что, уничтожив принципы демократического правления, он сможет восстановить в России порядок и стабильность. В этом плане есть лишь одна проблема: он не работает. Консолидация власти в Кремле и укомплектование правительственных постов ордами чиновников аппарата безопасности сделали Россию менее, а не более управляемой, пишет (перевод на сайте Inopressa.ru).

Критика политики Путина стала почти повсеместной в элитных кругах. Руководители предприятий, политические аналитики, либеральная интеллигенция, московские печатные СМИ, либеральные политические сайты, политики, не входящие в прокремлевскую партию, и даже некоторые представители самого правительства все мрачнее оценивают развитие событий в России.

Дмитрий Козак, доверенный представитель Путина на юге России, недавно сделал примечательное заявление по поводу судебной системы России. Он заявил, что ситуацию следует считать катастрофичной и угрожающей. Люди убеждены, что судебная система пропитана коррупцией и доказать правду в суде невозможно. До своей нынешней миссии на взрывоопасном юге Козак отвечал за судебную реформу в путинской администрации.

Более смелые аналитики говорят о неизбежном крахе путинского режима, который может случиться после какого-нибудь нового кризиса. Некоторые даже сравнивают сегодняшнюю ситуацию с последними днями СССР, когда шатающийся коммунистический режим был не в состоянии адекватно оценивать реальность, не реагировал на накапливавшиеся проблемы и в итоге рухнул.

В последние месяцы провалы в политике случаются все чаще. Экономическая картина печальна, несмотря на высокие цены на нефть. Кампания против нефтяного гиганта ЮКОС, наступление правоохранительных органов на бизнес и растущее участие государства в экономике нанесли экономике огромный ущерб: рост сократился, сейчас он ниже, чем в большинстве бывших советских республик. Утечка капитала в 2004 году в четыре раза превысила таковую в предыдущем году, инфляция выше запланированного уровня.

В Чечне происходят сотни похищений, пытки. Действия промосковских чеченских сил почти ничем не отличаются от действий преступных группировок – и те и другие убивают, похищают, грабят и сеют страх среди чеченского населения. Более того, насилие вылилось за пределы Чечни; едва ли не каждую неделю появляются сообщения о подрывных операциях и кровавых столкновениях на всей территории Северного Кавказа.

The New York Times: холодные контрмеры российской стороны

Попытки президента Буша попрекнуть президента Владимира Путина наступлением в России на независимый бизнес и инакомыслие, когда они встретятся на этой неделе, вероятнее всего, натолкнутся на крепкую стену, если верить послу России в США Юрию Ушакову. В письменных ответах на вопросы, направленных ему The New York Times, Ушаков заявил, что Путин ответит на критику Буша, "выразив нашу собственную обеспокоенность ситуацией в США и определенными тревожными аспектами политики Вашингтона". (Перевод на сайте Inopressa.ru).

Он отметил, что некоторая часть российского общества не поддерживает действия США в отдельных регионах мира, и, кроме того, многие открыто критикуют американскую систему выборов.

Ушаков деталями не поделился, однако чиновники администрации Буша полагают, что он имел в виду обращение с узниками в иракской тюрьме "Абу-Грейб" и на кубинской базе Гуантанамо, а также президентские выборы 2000 года, когда Верховный суд вынес решение в пользу Буша, гарантировав его победу.

Комментарии посла позволяют взглянуть на сложности отношений с Россией, которые усугубились из-за последних действий Москвы и, вероятно, из-за поддержки администрацией США прозападного кандидата на пост президента Украины. Кроме того, свою лепту в осложнение ситуации внесло обещание Буша, прозвучавшее в инаугурационной речи, сделать демократические свободы центральным элементом американской внешней политики.

"Россия открыта для легитимной критики, – заявил Ушаков. – Мы осознаем свои слабые места на внутреннем фронте и трудности, с которыми мы сталкиваемся при решении множества сложных проблем, унаследованных из далекого и не такого далекого прошлого".

Он упомянул об "ужасной трагедии в Беслане" и отметил, что после нее "стало очевидно, что отдельные правила управления должны быть скорректированы, чтобы гарантировать безопасность нашему народу и единство страны".

Ушаков сказал, что России также пришлось "предпринять существенные шаги против незаконной бизнес-практики, которая вредит нашей экономике", и что, в отличие от американской критики, "все это ни в коей мере не является отходом от нашей приверженности рыночной экономике, демократии, гражданскому обществу и законности".

Наконец, заявил посол, "у каждой страны есть уникальный набор обстоятельств, различное историческое и культурное прошлое", и то, что "хорошо для одной страны, может не сработать в другом месте".