Генеральный прокурор России Владимир Устинов считает, что проблему отмены смертной казни нельзя рассматривать в отрыве от реальной ситуации с преступностью. Такое заявление он сделал после встречи с генеральным секретарем Совета Европы Вальтером Швиммером. Генпрокурор России напомнил, что в стране действует мораторий на смертную казнь и отметил вместе с тем, что "наличие смертной казни в той или иной стране не свидетельствует о том, что она менее демократична", передает "Интерфакс". "Мы знаем много демократических стран, где по-прежнему существует смертная казнь", - сказал Устинов.

Говоря с генсеком СЕ об этой проблеме, он напомнил Швиммеру о многочисленных тяжких преступлениях, по которым были вынесены смертные приговоры. В их числе он упомянул дело ростовского маньяка Чикатило, на счету которого было 55 убийств. В свою очередь Швиммер дал понять, что по-прежнему является сторонником отмены смертной казни. "Мы считаем, что наличие или отмена смертной казни не влияет на состояние преступности", - сказал генсек СЕ. И тут же сказал, что "существует прямая зависимость между смертной казнью и уровнем насилия в стране".

Касаясь проблемы Чечни, генсек СЕ сказал, что "необходимо работать в том направлении, чтобы вновь возродить у людей веру в то, что их права будут защищены". "Никакие преступления не должны оставаться безнаказанными", - добавил Швиммер. Устинов в связи с этим указал на то, что Генпрокуратура России расследует все факты нарушения прав граждан и преступлений против мирного населения. "Мы сказали господину Швиммеру о многочисленных фактах убийств людей, в том числе русских, в Грозном и в других районах Чечни, - подчеркнул генпрокурор. √ Мы сказали также, что не оставляем без внимания преступления со стороны российских военнослужащих, упомянули о громких уголовных и судебных делах по таким преступлениям".

Между тем движение "Русское возрождение" начало сбор подписей за проведение общероссийского референдума по вопросу отмены моратория на применение смертной казни для лиц, виновных в организации и проведении терактов. В руководстве движения считают, что Совет Европы "вынудил Россию объявить мораторий на смертную казнь, чем создал благоприятную почву для значительного роста преступности, в том числе и для терроризма".

Еще ранее известный русский писатель, лауреат Нобелевской премии Александр Солженицын заявил, что считает, что Россия может покончить с терроризмом, только отменив введенный в стране мораторий на смертную казнь. "Бывают времена, когда для спасения общества, государства смертная казнь нужна. А в России сейчас вопрос стоит именно так", - заявил Солженицын.

В России не казнят с 1997 года. Вступив в Совет Европы в 1996 году, Россия взяла на себя обязательство в течение года приостановить казни, а через три года отменить их вообще. 2 февраля 1999 года Конституционный суд запретил назначать смертную казнь в качестве уголовного наказания до тех пор, пока повсеместно в России не будут введены суды присяжных. По действующей Конституции России только суды присяжных могут выносить смертные приговоры, а они ныне существуют лишь в девяти субъектах федерации.