Заседание Хамовнического суда Москвы по делу Михаила Ходорковского и Платона Лебедева 30 декабря 2010 года
Reuters
Заседание Хамовнического суда Москвы по делу Михаила Ходорковского и Платона Лебедева 30 декабря 2010 года Заседание Хамовнического суда Москвы по делу Михаила Ходорковского и Платона Лебедева 30 декабря 2010 года
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Заседание Хамовнического суда Москвы по делу Михаила Ходорковского и Платона Лебедева 30 декабря 2010 года
Reuters
 
 
 
Заседание Хамовнического суда Москвы по делу Михаила Ходорковского и Платона Лебедева 30 декабря 2010 года
Reuters
 
 
 
Заседание Хамовнического суда Москвы по делу Михаила Ходорковского и Платона Лебедева 30 декабря 2010 года
Reuters

Хамовнический суд Москвы четвертый день продолжает зачитывать приговор по второму уголовному делу против экс-главы нефтяной компании ЮКОС Михаила Ходорковского и бывшего руководителя МФО МЕНАТЕП Платона Лебедева. Как заявил судья Виктор Данилкин, оснований для условного срока по этому делу нет. "С учетом фактических обстоятельств дела суд приходит к выводу, что их исправление возможно только в условиях изоляции от общества", - заявил он.

Сначала четвертый день зачитывания приговора продолжилось оглашение описательно-мотивировочной части. После завершения перечисления доказательств вины фигурантов суд, по закону, должен будет проанализировать материалы их защитников. Также председательствующий на процессе Виктор Данилкин должен высказаться о выступлениях сторон в прениях.

После этого суд перейдет к резолютивной части приговора, где будут названы сроки наказания, избранные для Ходорковского и Лебедева. Защита подсудимых прогнозирует, что приговор будет дочитан в этом году, не исключая, что его резолютивная часть будет оглашена 31 декабря.

Сам Ходорковский не считает принципиальным, когда будет объявлено наказание. Перед началом заседания в четверг он обсуждал с конвоем, завершит ли судья оглашать приговор до конца дня. Конвоир выразил готовность работать "хоть до ночи" - лишь бы 31 декабря был выходным. "А вы готовы?" - спросил он у экс-главы ЮКОСа, на что подсудимый со смехом отметил: "Мне в моей ситуации все равно", передает РИА "Новости".

- Фигурантов насмешили некоторые услышанные фразы
- Свидетельства Касьянова в защиту Ходорковского опровергли Греф и Христенко
- Читая приговор "на скорость", судья не заметил лишний лист
- Британская газета сравнила Ходорковского с китайским диссидентом и даже назвала срок наказания
- Нефть похищали не физически, а с помощью договоров купли-продажи

В данный момент оглашаются материалы, подтверждающие вину Ходорковского и Лебедева в совершении легализации средств, вырученных от незаконной продажи нефти. Хамовнический суд решил, что экс-глава ЮКОСа и бывший руководитель МЕНАТЕПа обманом получали положительные заключения аудиторов.

"Суд установил, что Ходорковский и Лебедев с другими участниками организованной группы путем обмана добивались получения положительных заключений аудиторских компаний", - зачитал Виктор Данилкин. Он уточнил, что речь идет об аудиторской компании PriceWaterhouseСoopers.

В приговоре со ссылкой на показания одного из свидетелей по делу подчеркивается, что аудиторы были дезинформированы об отношениях ЮКОСа и ряда подставных фирм, действовавших исключительно в интересах Ходорковского и Лебедева, а не в интересах акционеров компании. Суд зачитал показания аудитора ЮКОСа Дага Миллера, который заявлял, что в компании ему отказались предоставить сведения о приобретении акций основными акционерами, сославшись на то, что соответствующие документы не сохранились, передает ИТАР-ТАСС.

"Судом исследованы доказательства, свидетельствующие, что финансовая и бухгалтерская отчетность ЮКОСа не предоставлялась государственным проверяющим органам и не публиковалась в СМИ", - огласил приговор судья. По его словам, из содержания отчетности следует, что в ней не раскрыта информация о некоторых осуществленных компанией операциях, отношениях с рядом фирм, данные о реализации нефти. Кроме того, она содержит ложные сведения о прибыли концерна.

Судья подчеркнул, что обвиняемые действовали вопреки интересам акционеров. "Выплата ЮКОСом долгов МЕНАТЕПа иностранным кредиторам являлась, фактически, распределением прибыли ЮКОСа в пользу Ходорковского, Лебедева и других лиц в ущерб интересам акционеров", - говорится в приговоре.

Судья подчеркнул, что, согласно показаниям ряда свидетелей, задолженность МЕНАТЕПа в размере 2,5 млрд рублей была создана искусственно. При этом на самом деле выкуп долга ЮКОСом был формой перераспределения прибыли этой компании между основными акционерами в ущерб интересам других акционеров, говорится в приговоре.

Суд огласил показания свидетеля, согласно которым бенефициары получали от ЮКОСа "большие деньги" не за услуги, оказанные самой нефтяной компании, а за помощь лично Ходорковскому и Лебедеву. В приговоре говорится, что структуры компании управлялись не формальными руководителями, а "членами организованной группы" - только им, как сказал судья, была известна сложная структурная система ЮКОСа.

Показания Ходорковского обернулись против него

Суд посчитал свидетельством вины Ходорковского показания, которые тот давал по второму уголовному делу ЮКОСа. По словам судьи Виктора Данилкина, доводы Ходорковского о невиновности опровергаются его же показаниями, в которых он признавал, что контролировал всю деятельность компании. При этом в приговоре уже установлено, что ЮКОСом руководила организованная группа.

Кроме того, судья критически расценил заявления о том, что предпринимателей судят за то же самое, о чем говорилось в первом уголовном деле. Данилкин пояснил, что оба процесса ведутся по обвинению в разных статьях УК РФ и инкриминируемые преступные деяния, рассматриваемые Мещанским и Хамовническим судом, были совершены в разные временные периоды.

Свидетельства Касьянова в защиту Ходорковского опровергли Греф и Христенко

Председатель Хамовнического суда Москвы Виктор Данилкин, зачитывая приговор, перешел также к анализу доказательств, представленных адвокатами Ходорковского и Лебедева. По мнению судьи, доводы адвокатов о том, что действия их подзащитных не нарушают российского законодательства и не вступают в противоречия с международными нормами, не нашли подтверждения в ходе судебного разбирательства.

Говоря о показаниях свидетелей защиты, судья подчеркнул, что часть из них не относится к данному уголовному делу, часть "не может быть принята как объективная" и не опровергает факт хищения нефти, а некоторые показания суд посчитал не соответствующими действительности. "Суд относится к ним критически", - говорится в приговоре.

Там также подчеркивается, что вина Ходорковского и Лебедева установлена материалами обвинения. Что касается письменных материалов дела, то Данилкин пояснил, что они также не доказывают невиновность, поскольку, "по документам, объемы нефти не исчезали".

Анализ доказательств защиты судья начал с допроса бывшего премьера Михаила Касьянова. Он заявил, что изложенные им факты опровергаются показаниями главы Сбербанка Германа Грефа и министра промышленности и торговли Виктора Христенко.

"Оценивая собранные по делу доказательства, суд находит вину Ходорковского и Лебедева подтвержденной всей совокупностью доказательств", - заявил Данилкин. Он подчеркнул, что доказательства обвинения являются допустимыми и собранными в соответствии с законом, поэтому отверг доводы защиты об исключении из материалов дела некоторых документов, передает ИТАР-ТАСС.

Ранее адвокаты подсудимых настаивали, что некоторые доказательства были изъяты с нарушением законодательных норм, поэтому не могут быть приняты во внимание. Судья же в ответ на это подчеркнул, что обыски были проведены по санкции суда или по постановлению надлежащего должностного лица и с соблюдением норм Уголовно- процессуального кодекса, поэтому документы являются допустимыми доказательствами.

Он также отметил, что факты, изложенные в ранее вынесенных приговорах (среди доказательств находятся приговоры в отношении ряда бывших сотрудников ЮКОСа, а также приговор Мещанского суда в отношении Ходорковского и Лебедева) считаются установленными и впоследствии не нуждаются в дополнительном обосновании.

Нефть похищали не физически, а с помощью договоров купли-продажи

Хамовнический суд Москвы счел, что Михаил Ходорковский и Платон Лебедев похищали нефть без ее физического изъятия, передает "Интерфакс".

"Доводы Ходорковского о том, что хищение нефти подразумевает ее физическое изъятие, он нефть не изымал, вся она сдавалась на узлы Транснефти, опровергаются доказательствами", - сказал судья Данилкин, оглашая приговор.

По его словам, необоснованными являются доводы защиты о том, что в деле отсутствует указание на место хищения. Как говорится в приговоре, Ходорковский обвиняется в организации составления договора купли-продажи, с помощью которого и было похищено сырье. "Предъявленное обвинение не содержит указания на физическое изъятие нефти", - сказал Данилкин.

Хамовнический суд, как и просила прокуратура, снизил с 350 до 200 млн тонн объем нефти, за хищение которой судят Ходорковского и Лебедева, передает Российское агентство правовой и судебной информации (РАПСИ).

Судья, оглашая приговор, напомнил, что подсудимые "вину не признавали, заявив, что нефть не исчезала, а реализовывалась в полном объеме, доходила до конечного потребителя". Тем не менее, оценив представленные документы, суд пришел к выводу, что "сформулированный подсудимыми тезис о том, что нефть никуда не исчезала, не обоснован".

Напомним, в апреле 2010 года Ходорковский доказал абсурдность обвинений в краже нефти демонстрацией литровой банки с нефтью.

Как сказал Ходорковский, нефть можно перелить из емкости в емкость и перекачать, в то время как право собственности "нельзя перекачать, но можно передать". По его словам, нефть и право собственности на нефть в практике нефтяной торговли переводятся разными способами и разным лицам. При этом путать эти вещи, по мнению Ходорковского, может "либо некомпетентный, либо недобросовестный человек".

Ходорковский пояснил суду, что ЮКОС скупал у своих "дочек" не саму нефть, а права на нее. "Нефть у "Юганскнефтегаза", "Самаранефтегаза" и "Томскнефти" никуда не пропала. Какие-либо документы, свидетельствующие о пропаже нефти, не имеются не только в этом уголовном деле, но и вообще не существуют", - отметил экс-глава ЮКОСа.

После этого Ходорковский приступил к разъяснению суду этих понятий на практике. Экс-глава ЮКОСа попросил представителя гособвинения Валерия Лахтина представить, что он продает ему право собственности на нефть в банке. "Смотрите, нефть остается на столе, а право собственности на нее переходит", - пояснил Ходорковский. По словам бизнесмена, он хотел наглядно представить суду три разных предмета, которые прокуратура называет одним словом.

Но судья Данилкин по соображениям противопожарной безопасности приказал удалить легковоспламеняющиеся материалы из зала суда.

Фигурантов насмешили некоторые услышанные фразы

Как сообщает "Интерфакс", фигуранты выслушивают решение суда спокойно, хотя, как и во время долгих судебных слушаний, некоторые оглашенные материалы вызывают у них улыбку. К примеру, усмешкой подсудимые встретили частые упоминания в приговоре доказательств, подтверждающих, что Ходорковский руководил ЮКОСом. Он сам неоднократно заявлял в процессе, что подтверждать это таким количеством материалов не следует, поскольку данный факт не оспаривается.

Также Ходорковского и Лебедева рассмешила следующая фраза, произнесенная Данилкиным: "Исследованными в суде доказательствами подтверждается, что ведение двойного бухгалтерского учета подсудимые от акционеров скрывали, и для этого вели его на английском языке".

Оглашение приговора началось в понедельник 27 декабря. Ранее на этой неделе судья изложил вводную и описательную части приговора, в которых фигуранты дела были признаны виновными. Суд признал, что за шесть лет - в период с 1998 по 2004 год - они легализовали 487 млрд рублей и 7,5 млрд долларов. Из них более 2,3 млрд долларов были легализованы в 2003-2004 годах.

По мнению суда, свидетельские показания главы "Сбербанка" Германа Грефа и министра промышленности и торговли Виктора Христенко доказывают вину фигурантов. Кроме того, Ходорковский и Лебедев состояли в сговоре с акционерами ЮКОСа, согласно которому подсудимые влияли на финансовые дела компании, решил суд.

Как говорится в приговоре, Ходорковский оказывал давление на ход голосований собраний акционеров и просил акционеров не мешать деятельности компании. Таким действиям подсудимых, признанных организованной преступной группой, придавался вид обычной финансово-хозяйственной деятельности. Суд установил, что эта схема была одобрена акционерами и была спланирована на много лет вперед.

Вместе с тем, суд прекратил уголовное преследование Ходорковского и Лебедева по эпизоду, связанному с хищением акций "Томскнефть ВНК" "в связи с истечением сроков давности привлечения к уголовной ответственности".

Платон Лебедев был арестован в июле 2003 года, Михаил Ходорковский - в конце того же года. 31 мая 2005 года они были приговорены Мещанским судом Москвы к девяти годам лишения свободы по обвинению в мошенничестве и неуплате налогов и этапированы в колонию. Позже Мосгорсуд снизил им наказание до восьми лет каждому.

О втором уголовном деле в отношении Ходорковского и Лебедева стало известно в 2005 году, когда завершался первый судебный процесс в Мещанском суде. В 2009 году оба были возвращены в Москву в связи с предстоявшим судом по второму делу, и с тех пор содержатся в следственном изоляторе.

Свое второе уголовное дело бывший руководитель ЮКОСа называет политически и коррупционно мотивированным. Ходорковский заявляет, что процесс инициирован людьми, которые не хотят его выхода на свободу, и объясняет свое уголовное преследование тем, что он поддерживал независимую оппозицию.

Гособвинители попросили приговорить подсудимых к 14 годам лишения свободы каждого с отбыванием в колонии общего режима.