Переговоры о членстве Турции в ЕС заходят в тупик
НТВ
Переговоры о членстве Турции в ЕС заходят в тупик Накануне вечером британский министр иностранных дел Джек Стро неоднократно встречался один на один со своей австрийской коллегой Урсулой Плассник
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Переговоры о членстве Турции в ЕС заходят в тупик
НТВ
 
 
 
Накануне вечером британский министр иностранных дел Джек Стро неоднократно встречался один на один со своей австрийской коллегой Урсулой Плассник
НТВ
 
 
 
Одновременно Тони Блэр говорил по телефону с канцлером Австрии Вольфгангом Шюсселем и британским министром по делам Европы Дугласом Александром, звонил министру иностранных дел Турции Абдуллаху Гюлю, который желал знать, ехать ли ему в Люксембург начинать
RTV International

Страны Евросоюза не смогли договориться о формате вступления Турции в ЕС. Созванная накануне экстренная встреча глав МИД 25 стран Евросоюза по вопросу Турции завершилась безрезультатно.

Принятие документа блокирует Австрия, которая требует зафиксировать в итоговом соглашении всех 25-ти членов Евросоюза о начале переговоров с Турцией возможность отказа от ее приема, если Анкара не сможет выполнить все условия европейских государств. Консультации "клуба 25-ти" в Люксембурге возобновлены в понедельник. Если министры не договорятся, намеченные на 3 октября в Люксембурге переговоры с Турцией не состоятся, передает РИА "Новости".

Длившиеся 11 часов переговоры о начале консультаций с Турцией по поводу ее вступления в ЕС в понедельник утром так и не удалось вывести из тупика, поскольку Австрия осталась при своем мнении, несмотря на мощное давление и многочасовые дипломатические усилия, отмечает Independent (перевод статьи публикует Inopressa.ru).

После бурных консультаций глав МИД председательствующая в ЕС Великобритания перенесла обсуждение на 9:30 утра понедельника. Спустя несколько часов после этого должны были начаться официальные переговоры с Турцией о ее вступлении в Евросоюз.

На совещании стран Евросоюза Австрия в очередной раз блокировала начало переговоров, предлагая альтернативу полноправному членству Турции в ЕС. Подобные требования - проклятие для Анкары, которая впервые предприняла попытку вступить в блок более четырех десятилетий назад, пишет Independent.

Накануне вечером британский министр иностранных дел Джек Стро неоднократно встречался один на один со своей австрийской коллегой Урсулой Плассник. Одновременно Тони Блэр говорил по телефону с канцлером Австрии Вольфгангом Шюсселем и британским министром по делам Европы Дугласом Александром, звонил министру иностранных дел Турции Абдуллаху Гюлю, который желал знать, ехать ли ему в Люксембург начинать переговоры.

Германия, Франция и Греция поддержали попытки Британии начать переговоры с Турцией в понедельник. Однако Австрия продолжала добиваться изменения формулировок относительно формата переговоров.

Осталось неясным, достигнут ли достаточный прогресс, чтобы прийти к соглашению. "Одному Богу известно", - сказал высокопоставленный чиновник, отвечая на вопрос о дальнейших перспективах. После перерыва, объявленного сразу после полуночи, Стро сказал: "Это тяжелая ситуация, но я надеюсь, что мы сумеем достичь соглашения".

На вопрос, возможно ли достичь соглашения, Плассник ответила: "Надеюсь. Мы будем слушать друг друга, говорить друг с другом в добрых европейских традициях". Ни одна из крупных политических партий Австрии не поддерживает вступление Турции, пишет Independent.

На фоне растущей напряженности сторонники вступления Турции говорили, что, если отказать Анкаре, наступит кризис в отношениях ЕС с мусульманским миром. Премьер-министр Турции Реджеп Эрдоган, находящийся на отдыхе в пригороде Анкары, заявил, что Европа находится на историческом перепутье. "Либо она проявит политическую зрелость и станет глобальной державой, либо превратится в христианский клуб", - подчеркнул он.

"Никакое решение ЕС не заставит Турцию свернуть с пути" демократии и реформ, добавил Эрдоган. "Однако нас опечалит, если проекту "альянса цивилизаций" будет нанесен урон".

Глава МИД Турции Абдулла Гюль, в свою очередь, вновь предупредил ЕС, что Анкара может отказаться от диалога, если ее не устроят условия вступления в Евросоюз. "Мы не намерены начинать переговоры любой ценой. Если имеющиеся проблемы не будут разрешены, мы не примем участия в переговорном процессе. Диалог начнется либо 3 октября, либо вообще никогда", - заявил глава турецкой дипломатии.

Турция стучится в двери ЕС уже не одно десятилетие и развернула масштабную программу реформ ради того, чтобы начать переговоры о вступлении. Переговоры, назначенные на утро понедельника, теперь переносятся на конец дня.

Министр Гюль дал понять, что не поедет в Люксембург, если текст, предлагаемый для обсуждения, сочтут неудовлетворительным. В пятницу Эрдоган звонил канцлеру Австрии, чтобы пояснить, что статус второсортного государства, как воспринимают предложение Австрии в Анкааре, для Турции неприемлем.

Если переговоры с Анкарой начнутся как и планировалось, они продлятся десятилетие. Как минимум двум странам ЕС придется провести референдумы, прежде чем Турции дадут "зеленый свет". Даже начать переговоры оказалось трудно, хотя все 25 членов ЕС в декабре договорились о том, что они начнутся 3 октября.

После этого референдумы, на которых избиратели Франции и Нидерландов сказали "нет" конституции ЕС, изменили настроения, и ныне опросы показывают, что большинство населения против вступления Турции. Австрия хочет исключить из текста абзац, в котором говорится, что целью переговоров является вступление. Вена предпочитает иную формулировку - "привилегированное партнерство".

Противодействие австрийцев. История

В Европе мнение о том, пускать ли Турцию в ЕС, могут быть разными. Однако в Австрии споров почти нет, поскольку, как явствует из истории, эта проблема затрагивает самые болезненные струны нации.

В 1683 году оттоманская армия Кары Мустафы Паши была наголову разбита у ворот Вены. Этим поражением ознаменовалась последняя попытка турок взять город. Все вокруг австрийской столицы напоминает о сражении, и память о нем настолько сильна, что газеты называют стремление Анкары в ЕС новой осадой, пишет Independent.

Дело осложняется тем, что Австрия оказывает сильную поддержку христианской Хорватии, тоже желающей вступить в ЕС. Ее вступление заморожено из-за ссоры с Загребом, не сотрудничающим в выдаче генерала Анте Готовины, который обвиняется в военных преступлениях.

Австрийцы считают неправильным начало переговоров с Турцией при блокировании вступления Хорватии. Оппоненты Вены намекают, что история самой Австрии объясняет то, что она не слишком рвется наказывать военных преступников.

Жесткая позиция оказалась политически популярной для канцлера Шюсселя, однако накануне его партия потерпела сокрушительное поражение на региональных выборах.

Свою роль в дебатах историческая память сыграла и в других странах Европы. Франция, где самая большая в Европе армянская диаспора, иногда сталкивается с трудностями в отношениях с Турцией. В 2001 году французский парламент формально признал геноцид армян в период заката Оттоманской империи, что вызвало гнев Анкары.

Парадоксально, пишет Independent, но главный соперник Анкары - Греция - не стремится блокировать переговоры, полагая, что Турция в рамках ЕС будет современнее, сдержаннее и восприимчивее к влиянию извне.

Членство Турции в ЕС может обойтись европейцам почти в 28 миллиардов евро в год

В случае, если Турция станет полноправным членом Евросоюза в 2015 году, финансовые трансферты этой стране за вычетом ее членских взносов в единый бюджет ЕС к 2025 году будут достигать 16,5 - 27,9 миллиарда евро в год. Такая оценка содержится в закрытом докладе Еврокомиссии, выдержки из которого приводит в понедельник газета "Либр Бельжик".

В подготовленном экспертами еще в октябре 2004 года докладе наряду с плюсами членства Турции в ЕС отмечается также, что оно окажет серьезное влияние на представительство в институтах власти этой региональной организации, передает РИА "Новости".

Так, с учетом численности населения в 71 миллион Турция получит самое большое количество голосов в Совете министров и Европарламенте.

К Еврокомиссии это не относится, поскольку в высшем органе исполнительной власти ЕС в конечном счете будет представлено меньше еврокомиссаров, чем количество стран-членов ЕС. На сегодняшний день каждая из 25 стран-членов ЕС имеет своего представителя в Еврокомиссии.