Израиль модифицировал крылатые ракеты американского производства, и теперь может запускать эти ракеты, оснащенные ядерными боеголовками, с подводных лодок
www.idf.il
Израиль модифицировал крылатые ракеты американского производства, и теперь может запускать эти ракеты, оснащенные ядерными боеголовками, с подводных лодок Таким образом Израиль, единственная на Ближнем Востоке ядерная держава, в состоянии запускать ракеты с ядерными боеголовками с земли, моря и воздуха, утверждают американские и израильские официальные лица
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Израиль модифицировал крылатые ракеты американского производства, и теперь может запускать эти ракеты, оснащенные ядерными боеголовками, с подводных лодок
www.idf.il
 
 
 
Таким образом Израиль, единственная на Ближнем Востоке ядерная держава, в состоянии запускать ракеты с ядерными боеголовками с земли, моря и воздуха, утверждают американские и израильские официальные лица
Архив NEWSru.com
 
 
 
Это осложняет усилия по обузданию ядерных амбиций Ирана, пишет сегодня Los Angeles Times
Архив NEWSru.com

Израиль модифицировал крылатые ракеты американского производства, и теперь может запускать эти ракеты, оснащенные ядерными боеголовками, с подводных лодок. Таким образом Израиль, единственная на Ближнем Востоке ядерная держава, в состоянии запускать ракеты с ядерными боеголовками с земли, моря и воздуха, утверждают американские и израильские официальные лица. Это осложняет усилия по обузданию ядерных амбиций Ирана, пишет сегодня Los Angeles Times (перевод на сайте Inopressa.ru).

Возможность запускать ядерное оружие с подводных лодок, о которой ранее было неизвестно, является для Израиля важным средством устрашения в свете того, что его открытый враг - Иран - ведет собственные ядерные разработки. В то же время это осложняет для США и ООН усилия по убеждению Ирана отказаться от программы создания ядерного оружия.

О модификации Израилем американских ракет рассказали два чиновника администрации Буша. Эту информацию подтвердил израильский чиновник. Все трое согласились говорить только на условиях полной анонимности, отмечает американское издание.

Иран отрицает факт проведения программы создания ядерного оружия и утверждает, что его ядерная программа нацелена исключительно на производство электричества. В то же время иранские лидеры сопротивляются расширенным инспекциям ООН. МАГАТЭ предоставило Тегерану время до 31 октября, чтобы принять инспекции и доказать, что ему нечего скрывать.

Официально Израиль не подтверждает и не опровергает факт наличия у себя ядерного оружия. По оценкам независимых экспертов, у Израиля может быть от 100 до 200 современных единиц ядерного оружия.

Израиль, Индия и Пакистан - это единственные страны с ядерными возможностями, не подписавшие Договор о ядерном нераспространении, который был инициирован в 1968 году в попытке остановить распространение ядерного оружия путем инспекций и санкций.

Иран и арабские страны с гражданскими ядерными программами подписали договор. Арабские страны отказываются поддерживать более жесткие инспекции, ссылаясь на то, что Израиль до сих пор не подписал Договор о ядерном нераспространении.

"Израиль является источником больших разногласий, - подчеркивает высокопоставленный чиновник ООН. - Он служит примером для других стран, которые тоже пытаются разрабатывать ядерное оружие".

Израиль и его американские сторонники считают ядерное оружие ключевым элементом безопасности страны. О ядерных разработках, которые проводятся уже несколько десятилетий при молчаливом одобрении США, почти ничего не рассказывается, и тем не менее, они все чаще становятся камнем преткновения во время дискуссий о мире на Ближнем Востоке.

Отказываясь открыто подтвердить ядерные возможности страны, израильские чиновники в то же время пообещали "не внедрять" ядерное оружие на Ближнем Востоке, что означает отказ Израиля от нанесения ядерного удара первым. Чиновники подчеркивают, что другим странам нечего опасаться со стороны Израиля, однако Израилю есть чего бояться со стороны его соседей. Даже при таком раскладе ядерные запасы Израиля определяют его военное превосходство, которое выливается, по словам представителя западной службы безопасности, в "огромную политическую маневренность" и большую свободу действий, начиная с бомбежки террористического лагеря в Сирии до разрушения иракского ядерного реактора в 1981 году.

Вашингтон признает статус Израиля как ядерной державы с 1969 года и с тех пор не пытается принудить его подписать договор о ядерном нераспространении.

"Мы смирились с ядерным оружием в Израиле по той же причине, по которой мы терпим его в Великобритании и Франции, - замечает чиновник американской администрации. - Мы не считаем Израиль угрозой".

Во избежание применения к Израилю экономических и военных санкций, американские разведслужбы традиционно не упоминают Израиль в своих регулярных докладах конгрессу в списке стран, разрабатывающих оружие массового поражения. Администрация Клинтона даже запретила продажу детализированных спутниковых фотографий Израиля в попытке защитить секретность ядерных комплексов страны и другие важные объекты.

Однако приверженность администрации Буша необходимости предотвращения появления ядерного оружия в Иране означает, что "самый секретный" секрет Израиля так или иначе будет фигурировать в ходе переговоров с Тегераном.

Возрастающая уязвимость

Территория Израиль меньше, чем штат Нью-Джерси, и его шестимиллионное население находится в пределах досягаемости иранского оружия и оружия других соседних стран. После усовершенствования Ираном и другими странами региона своих ракет большой дальности в 1990-х, наземное ядерное оружие Израиля стало уязвимо для вражеской атаки.

Стратегической альтернативной стала разработка субмарин с ядерным оружием на борту, отмечает Роберт Норрис, эксперт по ядерном оружию в Совете по обороне естественных ресурсов в Вашингтоне.

В середине 1990-х Израиль заказал Германии три специально сконструированные подводные лодки, которые были доставлены в страну в 1999 и 2000 году. Эти дизельные подводные лодки могут оставаться в море до месяца.

О попытке оснастить их ядерными ракетами впервые стало известно в июне 2002 года из книги, опубликованной издательством Carnegie Endowment. Спустя несколько дней, статью на эту тему опубликовала газета The Washington Post.

Но только сейчас, в ходе бесед с чиновниками в Вашингтоне и Тель-Авиве, информация о подводных ядерных возможностях Израиля получила первое подтверждение.

Израильский чиновник отказался предоставить детали. Но, по словам американцев, речь идет об американских ракетах Harpoon, которые могут запускаться с подводных лодок и обычно наводятся на надводные объекты и подводные лодки противника. Ракеты Harpoon с обычными боеголовками являются важным элементом боевого арсенала США и других стран.

По данным Норриса, израильские инженеры, скорее всего, подогнали количество ядерного материала под размер боеголовки Harpoon и изменили систему наведения, чтобы ракеты могли поражать наземные цели. И то, и другое - относительно простые задачи для современной ядерной программы, которую страна проводит, по словам Норриса, более 30 лет.

Подводные лодки отправляют ракеты на поверхность в капсулах, выпускаемых из торпедного аппарата. Как только капсула достигает поверхности, ее макушка раскрывается и выпускается ракета.

Представитель израильского правительства Даниэль Симан подтвердил факт наличия у Израиля трех подводных лодок с ракетами Harpoon, однако он отказался конкретизировать тип используемой боеголовки.

Израилю принадлежит около 150 миль побережья Средиземного моря. В средиземноморских водах постоянно находится одна из трех подводных лодок, что гарантирует в случае атаки незамедлительный ответный удар.

Израильское правительство отклоняет запросы на интервью чиновников, связанных с ядерной программой.

По мнению американского разведывательного сообщества и экспертов, ядерный арсенал Израиля занимает пятое или шестое место в мире.

Согласно Договору о ядерном нераспространении, иметь ядерное оружие разрешено пяти странам: Великобритании (185 единиц ядерного оружия), России (8232 единицы), США (7068 единиц), Китаю (402 единицы) и Франции (348 единиц). Такую оценку приводит Стокгольмский международный институт исследования мира. Предполагается, что у Израиля ядерного оружия в два раза больше, чем у Индии и Пакистана.

Сделка с Францией

Израиль приступил к созданию ядерной бомбы в середине 1950-х, когда молодое государство оказалось под напором соседей-врагов.

В 1956 году Израиль заключил секретное соглашение с Францией о постройке плутониевого ядерного реактора. Реактор начали возводить в отдаленном уголке пустыни Негев, около поселения Димона.

Это был массивный проект. Реактор и подземный комплекс на 14 кв. милях строили 1500 израильских и французских рабочих. Французская военная авиация, по сведениям Федерации американских ученых в Вашингтоне, тайно доставляла в Израиль из Норвегии тяжелую воду, ключевой компонент в функционировании плутониевого реактора.

В 1958 году строительство засекли американские самолеты-шпионы U-2. Сначала Израиль заявил, что это - текстильная фабрика, потом - металлургический исследовательский комплекс. Два года спустя американцы четко обозначили комплекс как ядерный реактор, и ЦРУ указывало, что это - часть программы создания ядерного оружия. Об этом свидетельствуют документы в Национальных архивах в Вашингтоне.

В декабре 1960 году израильский премьер-министр Давид бен Гурион сообщил израильскому парламенту о строительстве ядерного реактора, заявив, что он носит исключительно мирную направленность.

Это был первый и последний раз, когда израильский лидер сделал публичное заявление о комплексе в Димоне, подчеркивает в книге "Израиль и бомба" израильско-американский ученый Авнер Коэн.

Вскоре после прихода к власти в 1961 году президент США Кеннеди убедил Израиль впустить инспекции. В мае того же года комплекс в Димоне посетила группа американских экспертов.

В докладе по завершении инспекции американские ученые отметили, что они "удовлетворены тем, что от них ничего не скрывалось. Реактор соответствует заявленным ранее целям и носит мирный характер".

В течение 1960-х американцы неоднократно посещали ядерный комплекс в Димоне и всякий раз сообщали об отсутствии каких бы то ни было следов оружейной программы.

В июне 1967 года, накануне войны, израильские инженеры, по всей видимости, собрали два усовершенствованных ядерных устройства. К началу 1968 году Карл Даккетт, тогда - заместитель директора отдела ЦРУ по науке и технологии, пришел к выводу, что у Израиля есть программа создания ядерного оружия - об этом он заявил в своих показаниях Комиссии по ядерному надзору в 1974 году.

Вывод Даккетта основывался на беседах с Эдвардом Теллером, отцом водородной бомбы, который несколько раз посещал Израиль и поддерживал его ядерную программу. По словам Даккета, глава ЦРУ Ричард Хельмс приказал ему не распространяться о своих предположениях.

В 1969 году президент Никсон заключил сделку с израильским премьер-министром Голдой Меир: США обязались прекратить свои инспекции и закрыть глаза на ядерную программу Израиля, если Израиль не будет афишировать свою программу и открыто проводить испытания. Такие данные представлены в книге Коэна.

Доказательства тому появились лишь 17 лет спустя. 5 октября 1986 года в The Sunday Times of London появилась статья, в которой бывший сотрудник завода в Димоне, Мордехай Вануну, детально описывал израильскую программу создания ядерного оружия. Рассказ сопровождался диаграммами и фотографиями, сделанными на территории комплекса, где, по его словам, было произведено достаточно плутония для создания 100 ядерных бомб.

Чтобы утаить эту деятельность от американских инспекторов, была построена фальшивая стена, которая скрывала лифты, спускавшиеся на шесть этажей под землю: там, под пустыней, обрабатывался плутоний, и производились компоненты бомб, заявил Вануну.

Вскоре после публикации статьи женщина-агент израильской разведки выманила Вануну из Лондона в Рим. Его похитили и привезли в Израиль, где в ходе тайного судебного процесса его обвинили в государственной измене и приговорили к 18 годам тюремного заключения. Вануну должен быть освобожден в будущем году. Ему отказано в праве переписки, потому что, по мнению обвинения, он по-прежнему владеет государственными секретами.

В это время Израиль совершенствовал возможности запуска ядерного оружия.

США продали Израилю истребители F-15 и F-16: оба могут быть использованы для доставки ядерных бомб и ракет. В 1960-х французы помогли Израилю разработать первое поколение ракет Jericho, а к середине 1980-х появилась Jericho II.

Jericho I и II оснащены ядерными боеголовками, и, судя по спутниковым фотографиям, многие из них спрятаны в известняковых пещерах к юго-востоку от Тель-Авива, около города Захария. Jericho II имеет дальность полета 930 миль, что означает, что она в состоянии долетать до Ирана.

Израиль никогда не проводил открытых ядерных испытаний. По мнению экспертов, израильтяне могли использовать компьютерные симуляции и частично проводить испытания на конвенциональном материале.

"Неядерные испытания не фиксируются спутниками и другими мониторинговыми системами, - говорит Гэри Милхоллин, директор Висконсинского проекта контроля над ядерным оружием. - Очень многое можно проделать в тайне, безо всякого ядерного взрыва".

Открытый секрет

Израильская ядерная программа защищена политикой, которая называется "ядерная неоднозначность". Эта фраза означает, что Израиль не признает своих ядерных возможностей и не подпадает под соответствующие политические и экономические санкции, но в то же время имеет в своем распоряжении мощное средство устрашения, так как другие страны знают, что это оружие существует.

Хотя Израиль - демократия, обсуждение ядерной программы - табу. Израильская комиссия по атомной энергетике - одна из самых засекреченных организаций. В тайне держится ее бюджет, сотрудникам грозят жесткие санкции, если они заговорят о своей работе. Даже имя главы ядерной безопасности долго держалось в секрете, и было обнародовано только три года назад.

На страже ядерных секретов Израиля стоит военный цензор. Журналисты, пишущие о вопросах безопасности и обороны, должны подавать ему статьи или сценарии телепередач для предварительного ознакомления. Цензор, армейский генерал, может заблокировать публикацию или эфир. Его решения могут быть обжалованы в Верховном суде Израиля, однако, по словам журналистов, чаще побеждает правительство.

Закону о цензуре подвержены и иностранные журналисты в Израиле, хотя они редко подают материалы цензору. Эта статья, например, не просматривалась военной цензурой, отмечает американская газета.

Однако отдельные иностранцы конфликтуют с израильскими властями. В конце июня ВВС показала документальный фильм о ядерной истории Израиля, о суде над Вануну и заболеваемости среди рабочих комплекса в Димоне.

Израильское правительство отреагировало немедленно. Оно прервало связи с представителями ВВС, перестав предоставлять корпорации официальные комментарии и приглашения на правительственные пресс-конференции. "Они пытаются демонизировать государство Израиль", - заявил тогда глава пресс-службы правительства Даниэль Симан.

Тим Инглиш, представитель ВВС, в свою очередь говорит об уверенности ВВС в точности и справедливости своей программы.

Шум в парламенте

В израильском парламенте дебаты по ядерному вопросу выносились на обсуждение лишь однажды, да и то мимоходом - 2 февраля 2000 года. Иссам Махул, один из 10 депутатов-арабов, добился внесения этого вопроса в повестку дня через Верховный суд: до этого ему отказывали семь раз. "Весь мир знает, что Израиль - это огромный склад ядерного, биологического и химического оружия, что служит основой гонки вооружений на Ближнем Востоке", - заявил он (он защищен депутатской неприкосновенностью).

Несколько членов парламента покинули зал. Другие ответили злыми выкриками. "Это подвергает жизни опасности", - заявил депутат Моше Гафни. Министр Хайм Рамон подчеркнул, что ни одна демократическая страна не приглашает для заслушивания дискуссий о ядерной политике своих врагов. "Вы хотите, чтобы мы сообщили Ирану и Ираку, что и сколько у нас есть?" - возмутился он.

Некоторые арабские лидеры призывают сделать Ближний Восток зоной, свободной от оружия массового поражения. Этот процесс будет длительным и должен начаться с взаимного желания отказаться от этого оружия, и с создания механизмов, обеспечивающих подчинение.

Однако израильтяне не считают, что сейчас - самый подходящий момент для обсуждения этого вопроса, и особенно в свете все возрастающего уровня палестинского насилия. "Израиль сможет принять эту мысль после двух лет полного мира на Ближнем Востоке, - отмечает Эфраим Кам, заместитель директора Яффского центра стратегических исследований в Тель-Авиве. - Только тогда мы подумаем об изменении своей ядерной позиции".

История ядерной обороны Израиля

1949 Франция и Израиль начинают совместные ядерные исследования. Израиль приступает к геологическому анализу пустыни Негев в поисках урана. Обнаружены возместимые запасы.

1952 Израиль создает Комиссию по атомной энергетике.

1953 Израильские исследователи совершенствуют процесс извлечения урана и новый метод производства тяжелой воды, что расширяет внутренние возможности производства ключевых ядерных компонентов.

1956 Франция и Израиль заключают секретное соглашение о постройке ядерного реактора в пустыне Негев.

1960 Американская разведка обнаруживает, что у Израиля есть секретный ядерный завод.

1965 Израиль производит первое извлечение плутония; Франция и Израиль разрабатывают израильскую ракету Jericho.

1975 Израиль получает от США ракеты Lance, которые в состоянии переносить ядерное оружие.

1986 The Sunday Times of London рассказывает об израильской ядерной программе, ссылаясь на данные сотрудника израильского ядерного завода Мордехая Вануну. Его обвиняют в государственной измене и приговаривают к 18 годам тюремного заключения.

1987 Израиль проводит испытания ракеты Jericho II

2000 В Индийском океане проводятся первые израильские испытания запуска ракет с подводных лодок.