"Я совершенно здоров. И я удивлен. Как тогда вы отправляли сумасшедшего в США на подготовку, как дали звание полковника, как трижды награждали меня медалями? Если я сумасшедший, значит, и другие полковники МВД такие же", - говорит Халимов
INTERPOL
"Я совершенно здоров. И я удивлен. Как тогда вы отправляли сумасшедшего в США на подготовку, как дали звание полковника, как трижды награждали меня медалями? Если я сумасшедший, значит, и другие полковники МВД такие же", - говорит Халимов Халимов подверг критике нормы закона Таджикистана "О свободе совести и религиозных объединениях" и "Об ответственности родителей", которые в частности запрещают несовершеннолетним посещать мечети
ВСЕ ФОТО
 
 
 
"Я совершенно здоров. И я удивлен. Как тогда вы отправляли сумасшедшего в США на подготовку, как дали звание полковника, как трижды награждали меня медалями? Если я сумасшедший, значит, и другие полковники МВД такие же", - говорит Халимов
INTERPOL
 
 
 
Халимов подверг критике нормы закона Таджикистана "О свободе совести и религиозных объединениях" и "Об ответственности родителей", которые в частности запрещают несовершеннолетним посещать мечети
Moscow-Live.ru
 
 
 
Халимов высказал угрозы в адрес своего родного брата, который ранее, обратился к нему с открытым письмом через СМИ. В нем он просил своего брата "вернуться в Таджикистан и ответить перед законом"
Global Look Press

Бывший командир таджикского ОМОНа полковник Гулмурод Халимов, отправившийся весной воевать на стороне террористической организации "Исламское государство" (ИГ), вновь дал о себе знать, разместив в соцсетях очередной видеоролик, где он позирует на фоне флага боевиков. В нем Халимов отрицает свое сумасшествие и дает объяснение своему поступку, а также угрожает родному брату, который ранее призвал его вернуться домой и предстать перед законом.

Сумасшедшим Халимова назвал ряд таджикских государственных СМИ после того, как стало известно, куда он уехал, а Генпрокуратура заочно предъявила ему обвинения в госизмене и участии в незаконных вооруженных формированиях, напоминает "Интерфакс".

"Я совершенно здоров. И я удивлен. Как тогда вы отправляли сумасшедшего в США на подготовку, как дали звание полковника, как трижды награждали меня медалями? Если я сумасшедший, значит, и другие полковники МВД такие же", - говорит Халимов в видеоролике в ответ на высказанные в его адрес обвинения.

Халимов также объяснил свой уход в ИГ нарушением, по его мнению, религиозных норм на родине. В частности, он подверг критике нормы закона Таджикистана "О свободе совести и религиозных объединениях" и "Об ответственности родителей", принятыми в 2009 и 2011 годах соответственно, которые, в частности, запрещают несовершеннолетним посещать мечети. Эти нормы законов подвергались критике правозащитников и западных государств, указывающих на то, что они могут привести к недовольству населения, которое в ответ будет с большим интересом будет воспринимать агитацию экстремистских движений.

Кроме того, в новом видео Халимов высказал угрозы в адрес своего родного брата - Саидмурода Халимова, который ранее, 31 мая, обратился к нему с открытым письмом через СМИ. В нем он просил своего брата "вернуться в Таджикистан и ответить перед законом". "Я клянусь именем Аллаха, что мое оружие будет использовано только против неверных. Если мой брат пойдет против меня и станет неверным, я лично отрежу ему голову", - заявил в ответ на обращение брата Гулмурод Халимов.

"Интерфакс" отмечает, что брат беглого полковника работает в Минюсте Таджикистана. Ранее он утверждал, что после того, как стало известно о том, что его брат присоединился к ИГ, он подавал в отставку, однако руководство ведомства ее не приняло, заявив, что "каждый самостоятельно должен отвечать за свои преступления".

40-летний командир ОМОНа пропал в конце апреля. Он не появлялся на работе, его местонахождение было никому неизвестно. 28 мая в соцсетях появилось первое видеобращение Халимова. В нем он рассказал, что присоединился к ИГ в знак протеста против методов работы таджикского МВД, а также против запрета на совершения намазов. Кроме того, Халимов пообещал вернуться в Таджикистан, чтобы установить там законы шариата.

Прокуратура Таджикистана возбудила против Халимова несколько уголовных дел по статьям "Измена государству", "Участие в преступном сообществе", "Незаконное участие в вооруженных конфликтах на территории других государств", а также "Наемничество". Халимов объявлен в розыск через Интерпол. В случае его задержания на территории любой из 190 стран, объединенных сотрудничеством с Интерполом, Халилов будет экстрадирован на родину, где ему грозит до 20 лет лишения свободы по каждой из инкриминируемых статей.

После появления первого видеообращения Халимова в Таджикистане заблокировали доступ пользователей интернета к некоторым негосударственным информационным ресурсам, а также к соцсетям Facebook, "Одноклассники", "ВКонтакте" и видеохостингу YouTube. В начале июня доступ был восстановлен. Не исключено, что в связи с появлением второго видеоролика Халимова его снова заблокируют.

Халимов - выпускник Высшей академии МВД, он был назначен командиром ОМОНа МВД Таджикистана в 2012 году. За годы службы он неоднократно поощрялся различными государственными наградами. Халимов несколько раз проходил стажировку в России и США в рамках программ по обмену опытом, а также прошел несколько проверок со стороны правительства. На родине у Халимова осталась жена и восемь детей.

"Исламское государство" - исламистская группировка, действующая на территории Сирии и Ирака. Верховный суд Таджикистана 27 мая 2015 года признал ИГ террористической организацией и запретил ее деятельность на территории страны. Ранее, в апреле, совет улемов Таджикистана издал специальную фетву (указ), осуждающую участие единоверцев в боевых действиях за рубежом. Несмотря на это, правоохранительными органами республики в настоящее время возбуждены уголовные дела в отношении 417 граждан Таджикистана, находящихся на территории Сирии и Ирака и воюющих на стороне ИГ. В МВД заявили, что "лица, признавшие свою ошибку и добровольно вернувшиеся на родину, освобождаются от уголовной ответственности".

По данным Международной кризисной группы, занимающейся исследованием проблемных регионов, на стороне ИГ воюет до 4000 граждан постсоветских центральноазиатских стран - Киргизии, Узбекистана, Таджикистана, Казахстана и Туркмении.

В последнее время ИГ активизировало вербовку россиян. Так, большой резонанс в этом плане вызвала история с 19-летней студенткой философского факультета Московского государственного университета Варварой Карауловой, задержанной 4 июня на границе Турции с Сирией, где она, предположительно, собиралась присоединиться к боевикам ИГ. Позднее девушка была возвращена домой. Впрочем, спустя всего несколько дней СМИ сообщили о новом побеге - студентки Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ (РАНХиГС) Мариам Исмаиловой. 17 июня она нашлась в Турции, куда уже вылетел ее отец. В посольстве РФ в Анкаре заявили, что проверяют эту информацию.

Также сообщалось о бегстве к ИГ еще одной российской студентки: 19-летняя уроженка Дагестана Фатима Джамалова, учившаяся на педиатрическом факультете Первого медицинского университета Северной столицы, улетела из Пулково в Стамбул, а затем оказалась на сирийских территориях, захваченных боевиками "Иcламского государства".

17 июня сообщалось, что две студентки Белгородского государственного университета ушли из дома и не вернулись. По информации местных правоохранительных органов, они могли быть завербованы экстремистами ИГ.

Аналогичной проблемой озабочены и в Европе. В начале июня британские СМИ обвинили "Исламское государство" в том, что террористы массово рекрутируют детей и подростков в свои ряды. Минувшей осенью к ИГ сбежали две девочки-подростка из Австрии.

По словам тех, кто поддался на уговоры боевиков, во время вербовки они "играют на чувстве справедливости". Об этом в начале июня рассказал газете "Московский комсомолец" один из бывших наемников боевиков, которому удалось вырваться из ИГ. Кроме того, о том, как попадают к боевикам добровольцы, РИА "Новости" рассказали и воевавшие на стороне ИГ выходцы из стран СНГ, которые в настоящее время находятся в сирийских тюрьмах в ожидании суда.