Агентство городских новостей «Москва»

Главный редактор закрытого в РФ "Ежедневного журнала" в своей колонке комментирует коррупционный скандал с участием кировского губернатора и пишет, что бывший глава СПС Никита Белых изначально входил в группу риска.

"В пору смешной медведевской оттепели время от времени Путина удавалось убедить в том, что откусывание от оппозиции видных ее представителей и обращение их в праведную веру - дело полезное и имеет зримый пропагандистский эффект. Власть демонстрировала позитивный настрой и широту взглядов. Мы тут, типа, зла не помним, и если человек осознал убожество всей своей предыдущей политической жизни, готов перековаться и послужить родине, то почему же не дать ему такую возможность? А Никита Белых, будем говорить прямо, осознал в полной мере: необходимые ритуальные танцы исполнил, под всеми мерзостями режима кровью расписался. И все равно это его не спасло. И не могло спасти", - отмечает Рыклин.

По его мнению, "либералы" в свое время были нужны Путину, чтобы происходящее внутри России было похоже на капитализм, дабы "западные партнеры", всячески поддерживая режим личной власти Владимира Владимировича, имели возможность сохранить лицо". Теперь "пришли иные времена" и работа "на экспорт" утратила смысл, а потому "нужда в ручных либералах почти отпала".

"Означает ли арест Никиты Белых, что теперь эта когорта путинских рыночных соколов дружно пойдет под нож в полном составе со всеми улюкаевыми и набиуллиными? Думаю, нет. Тут, конечно, ключевыми фигурами остаются Анатолий Чубайс и Алексей Кудрин. То есть люди, до последнего времени имевшие прямой доступ к телу и способные не просто контролировать ситуацию, но и до некоторой степени на нее влиять. Они, конечно, попытаются Белых у Бастрыкина отбить. Я, признаться, в успешность такой стратегии верю не слишком - уж если силовики в жертву вцепились, они челюсти вряд ли разожмут.

Арест кировского губернатора и все сопутствующие этой драме обстоятельства как нельзя лучше иллюстрируют полный развал отечественной правоохранительной системы. Да, конечно, мы прекрасно знаем, что коррупция для нынешней российской власти - системообразующий механизм, что профессиональная деятельность высших чиновников путинской вертикали так или иначе завязана на схемы, нарушающие уголовное законодательство. И все это говорит в пользу той версии, что, теоретически, Никита Белых может быть виновен. С другой стороны, люди, которые его неплохо знают (например, ваш покорный слуга), уверены, что кино про задержание с поличным кировского губернатора, которое показали нам силовики, скорее все же художественное, чем документальное. Что Никита Юрьевич не тот человек, который в стиле прекрасных девяностых будет в московском ресторане брать пакет с деньгами.

Однако в этой истории главное - полное отсутствие какой бы то ни было возможности установить истину. Я утверждаю, что сегодня российское общество не имеет в руках инструмента, который позволит ответить на ключевой в данном случае вопрос: совершил ли Никита Белых уголовное преступление или его подставили, а дело от начала до конца сфабриковали. Какие бы доказательства ни предоставляло нам предварительное следствие, какое бы решение потом ни принял суд, мы с вами так и не узнаем, брал ли Никита Белых взятки или нет. Потому что у нас есть более чем веские основания тотально не доверять ни правоохранителям, ни суду".