Путин договорился в Ташкенте о строительстве еще одного газопровода в Средней Азии
Вести
Путин договорился в Ташкенте о строительстве еще одного газопровода в Средней Азии "Газпром", однако, уже сообщил, что новый проект будет реализован на условиях совместного предприятия. Скорее всего, партнером выступит государственный "Узбекнефтегаз"
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Путин договорился в Ташкенте о строительстве еще одного газопровода в Средней Азии
Вести
 
 
 
"Газпром", однако, уже сообщил, что новый проект будет реализован на условиях совместного предприятия. Скорее всего, партнером выступит государственный "Узбекнефтегаз"
Архив NEWSru.com
 
 
 
У России есть стратегическое соглашение с Туркменистаном до 2028 года о закупках газа, которое предусматривает, что уже в этом году поставки должны были достичь 70-80 млрд кубометров
Архив NEWSru.com

Премьер-министр Владимир Путин и глава "Газпрома" Алексей Миллер вернулись из Ташкента с предварительными договоренностями о закупках узбекского газа по формуле цены, привязанной к мировым котировкам нефти, и планами построить еще один газопровод через Узбекистан для транспортировки в Россию туркменского газа.

Как пишет "Время новостей", это ответ на недавнее соглашение Ашхабада и Пекина об увеличении поставок среднеазиатского "голубого топлива" в Китай, а также на попытки Запада пустить туркменский газ в обход России.

Сейчас почти весь туркменский, узбекский и казахский газ, который можно экспортировать, закупает "Газпром". Однако Ташкент, Астана и особенно Ашхабад постоянно говорят о желании диверсифицировать свою клиентуру.

Много лет обсуждаются проекты строительства Трансафганского (в Пакистан и Индию) и Транскаспийского (в Европу через Азербайджан, Грузию и Турцию) газопроводов. Но дальше всех продвинулись китайцы, которые получили право на условиях СРП разрабатывать группу мелких туркменских месторождений на правом берегу Амударьи.

На прошлой неделе президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов и лидер КНР Ху Цзиньтао подписали соглашение, предусматривающее пересмотр планов по закупкам туркменского газа Китаем с 30 до 40 млрд кубометров.

Прогнозируемые объемы добычи газа на новых туркменских месторождениях пока не гарантируют заполнение трубы в Китай, и Пекин, и Москва в конечном итоге будут претендовать на одни и те же объемы газа.

Ответом на маршрут из Туркмении через Узбекистан и Казахстан в Китай может стать строительство еще одной нитки вдоль советской системы "Средняя Азия - Центр", о чем 2 сентября и договаривались Путин с президентом Узбекистана Каримовым. Оба этих проекта страдают общим недугом: они ориентируются на каспийский, прежде всего, туркменский газ, которого даже по самым фантастически благоприятным прогнозам на всех не хватит.

"Газпром", однако, уже сообщил, что новый проект будет реализован на условиях совместного предприятия. Скорее всего, партнером выступит государственный "Узбекнефтегаз".

Речь идет о строительстве новой нитки мощностью 26-30 млрд кубометров вдоль существующей с советских времен системы "Средняя Азия-Центр" (САЦ). Причем преимущественно для транспортировки в сторону России дополнительных объемов туркменского газа, если таковые будут. Конкретные параметры новой трубы будут зависеть от точных планов государств, заинтересованных в ее прокладке. Прежде всего от возможностей Ашхабада добывать дополнительные объемы газа для продажи "Газпрому".

У России есть стратегическое соглашение с Туркменистаном до 2028 года о закупках газа, которое предусматривает, что уже в этом году поставки должны были достичь 70-80 млрд кубометров. Но они, как и в прошлом, вряд ли превысят 42-44 млрд кубометров. Столько туркменского газа может пропускать действующая система газопроводов, поскольку по ним транспортируется в Россию еще около 12 млрд кубометров узбекского газа.

Чтобы инвестиции в строительство новой нитки через Узбекистан, Казахстан и Россию окупились, нужны долгосрочные гарантии загрузки как минимум 26 млрд, а лучше 30-33 млрд кубометров. Их по идее может обеспечить Туркменистан, но до сих пор в Ашхабаде упорно отказывались раскрывать данные аудита запасов, которые подтвердили бы возможности страны по увеличению добычи газа.