Вселенский Патриарх стремится стать Византийским Папой, считает НГ-Религии
Архив NEWSru.com
Вселенский Патриарх стремится стать Византийским Папой, считает НГ-Религии Во время встречи предстоятели двух Церквей заключили друг друга в братские объятия, ставшие, как заявил Иоанн Павел II, ''символом желанного примирения между Католической и Православными церквами, а также предчувствием надежды на продвижение к полному еди
 
 
 
Вселенский Патриарх стремится стать Византийским Папой, считает НГ-Религии
Архив NEWSru.com
 
 
 
Во время встречи предстоятели двух Церквей заключили друг друга в братские объятия, ставшие, как заявил Иоанн Павел II, ''символом желанного примирения между Католической и Православными церквами, а также предчувствием надежды на продвижение к полному еди
Yahoo!

В конце июня в Апостольском дворце Ватикана состоялась встреча между главой Римско-католической церкви Папой Иоанном Павлом II и Константинопольским Патриархом Варфоломеем I, который носит титул Вселенского Патриарха и считается "первым среди равных" глав поместных Православных церквей. Об итогах этой встречи рассказывает в сегодняшней публикации НГ-Религии.

Визит в Рим Патриарха Варфоломея, чья кафедра располагается в Стамбуле (Константинополе), был приурочен к торжествам по случаю празднования дня святых покровителей Римской церкви - апостолов Петра и Павла. По сложившейся традиции делегация Вселенского Патриархата регулярно посещает Ватикан именно в этот день. В свою очередь, представители Римско-католической церкви посещают Стамбул с ответным визитом 30 ноября, в день памяти апостола Андрея Первозванного.

Это уже второй визит Патриарха Варфоломея в Ватикан: первый раз Патриарх побывал здесь в 1995 году. Во время встречи предстоятели двух Церквей заключили друг друга в братские объятия, ставшие, как заявил Иоанн Павел II, "символом желанного примирения между Католической и Православными церквами, а также предчувствием надежды на продвижение к полному единству всех христиан".

Римский Понтифик напомнил, что 40 лет назад, в январе 1964 года, в Иерусалиме состоялась историческая встреча между Папой Римским Павлом VI (1897-1978) и Константинопольским Патриархом Афинагором I (1886-1972), в ходе которой они заявили о стремлении двух Церквей к примирению. В 1965 году оба предстоятеля приняли решение о снятии взаимных анафем (отлучений) 1054 года, расколовших единую Церковь на Римско-Католическую и Православную.

В своем обращении к делегации Константинопольского Патриархата Иоанн Павел II высказался за возобновление работы Смешанной комиссии по экуменическому диалогу. Напомним, что совместная межцерковная комиссия была учреждена в 1979 году. После очередной встречи в Балтиморе в 2000 году из-за разногласий, возникших в связи с возможным приданием Украинской греко-католической церкви статуса Патриархата, она приостановила свою работу.

По окончании встречи Вселенский Патриарх присутствовал на папской мессе, совершавшейся на площади Святого Петра. Возглавил ее сам Понтифик. В первой части мессы специально по случаю визита Патриарха звучали православные песнопения на греческом языке. После чтения Евангелия, которое читалось на греческом и латыни, Иоанн Павел II и Варфоломей I обратились с проповедью к верующим, собравшимся на площади. Примечательно, что Символ веры также был прочитан на латыни и греческом. На этом совместное богослужение завершилось, и Патриарх отошел от алтаря, у которого Понтифик завершил мессу и причастился. В тот же день Константинопольский Патриарх почтил память Папы Римского Павла VI, совершив панихиду у его надгробия в Соборе Святого Петра.

Как отмечает НГ-Религии, встреча глав двух Церквей еще раз продемонстрировала, что, несмотря на разногласия по отдельным вопросам, Константинопольский Патриархат пытается укрепить взаимоотношения со Святым Престолом.

Нынешняя экуменическая активность Константинопольского Патриарха свидетельствует о том, что на фоне усиления Русской православной церкви, являющейся самой крупной Церковью православного мира, Варфоломей I пытается укрепить свой авторитет и быть выразителем позиции всех Православных церквей. Когда первый по чести Православный Патриарх встречается с Римским Папой, он тем самым подчеркивает свой символический статус главы всех православных.

Недавняя попытка Константинополя контролировать избрание новых епископов Элладской православной церкви завершилась в пользу Константинопольского Патриарха. Этот конфликт сопровождался взаимными обвинениями и даже временным разрывом литургического общения. Нельзя забывать и о достаточно напряженных отношениях Константинополя с Русской православной церковью. Вызваны они ситуацией в Эстонии, где параллельно существуют две Православные церкви: Эстонская православная церковь Московского Патриархата (ЭПЦ МП) и Эстонская апостольская православная церковь (ЭАПЦ), находящаяся под юрисдикцией Константинополя. Кроме того, Московский Патриархат не оставляет попыток вернуть в свою юрисдикцию Архиепископию русских православных церквей в Западной Европе, имеющую в настоящее время статус Экзархата Константинопольского Патриархата.

На фоне конфликта между Москвой и Ватиканом Константинопольский Патриарх, выступая от лица православного мира, в противовес Москве показывает свою готовность продолжать диалог с католиками. Ссылаясь на древние церковные каноны, Варфоломей претендует на то, чтобы все епархии за пределами канонических территорий Православных церквей входили в его юрисдикцию. Именно эта позиция позволяет ему выступать в качестве главы всех православных в объединенной Европе. В этом смысле налаживание контактов Вселенского Патриарха с Ватиканом укрепляет международный имидж Патриарха Варфоломея. Особенно если учитывать перспективу вхождения в Евросоюз Турции, где находится Константинопольская Патриархия.

Недавно под давлением США турецкие власти приняли решение о возобновлении деятельности православной семинарии Константинопольского Патриархата на острове Халки, закрытой ими в 1971 году. Вероятно, "в обмен" на это Варфоломей I выступил за полноправное участие Турции в Европейском союзе.

Откликаясь на экуменические призывы Ватикана, Варфоломей I продолжает стратегию своего предшественника Патриарха Афинагора, который пошел на сближение с Ватиканом в 60-е годы XX века прежде всего по политическим соображениям. Тогда, 40 лет назад, символические объятия первоиерархов также были призваны повлиять на политику турецкого правительства, которое в тот момент пыталось упразднить Константинопольскую Патриархию в Стамбуле. Существуя главным образом за счет поддержки греческой диаспоры в США, Константинопольский Патриарх был просто вынужден искать поддержки Ватикана. Как раз в то время Святой Престол взял курс на экуменическое сближение с православными Церквами, что было необходимо в преддверии Второго Ватиканского Собора.

То, что мы наблюдаем сегодня во взаимоотношениях Рима и Константинополя, это отнюдь не новое, а только уже слегка подзабытое старое. Нынешний кризис православно-католического диалога не смогут скрыть или приукрасить никакие понтификальные мессы с участием Патриарха и памятные снимки, сделанные на них. "Не наливают новое вино в старые мехи", заключает НГ-Религии.