Выставка "Тайные монашеские общины Высоко-Петровского монастыря в 1920-1950-е годы", приуроченная к престольному празднику обители, открылась в Нарышкинских палатах московского монастыря
Moscow-Live.ru
Выставка "Тайные монашеские общины Высоко-Петровского монастыря в 1920-1950-е годы", приуроченная к престольному празднику обители, открылась в Нарышкинских палатах московского монастыря
 
 
 
Выставка "Тайные монашеские общины Высоко-Петровского монастыря в 1920-1950-е годы", приуроченная к престольному празднику обители, открылась в Нарышкинских палатах московского монастыря
Moscow-Live.ru

Выставка "Тайные монашеские общины Высоко-Петровского монастыря в 1920-1950-е годы", приуроченная к престольному празднику обители, открылась в Нарышкинских палатах московского монастыря.

Экспозиция впервые открывает перед широким зрителем внутренний мир тайных монашеских общин Высоко-Петровской обители - одного из духовных центров Москвы 1920-1930-х годов, общин, которые сохранили традицию русского монашества в Москве даже после закрытия и разорения монастыря.

"Эта выставка - лишь первый шаг по воссозданию малоизвестного отрезка истории нашего монастыря, особенно после его закрытия, когда осколки его братства и сестричества созидали в окрестностях нашей обители тот дух, который известен нам по рассказам наследников Петровских отцов. Эти тайные подпольные общины монашествующих и им подражавшие люди в миру… воссоздавали здесь, в обезвоженной и обезображенной Москве, ту духовную жизнь, которой была богата столица до революции", - сказал на открытии выставки наместник Высоко-Петровского ставропигиального монастыря игумен Петр (Еремеев), сообщает РИА "Новости".

По словам игумена, в ближайшие годы после реставрации Высоко-Петровского монастыря на первом этаже Нарышкинских палат обители будет размещен музей, посвященный истории обители.

После приветствия наместника к собравшимся обратился Леонид Беляев - археолог, историк архитектуры, который в свое время работал на раскопках храма святителя Петра и близлежащего монастырского некрополя. Он отметил важность создания при монастырях музеев, выставок, экспозиций, посвященных истории монастырской жизни. "Данная экспозиция станет хорошим началом создания великолепного музея, посвященного всей истории Высоко-Петровского монастыря, а значит, и нашего города и страны", - выразил надежду ученый.

Организатор выставки Алексей Беглов рассказал гостям, что после закрытия Свято-Смоленской Зосимовой пустыни некоторые монахи перешли в Высоко-Петровский монастырь. Четыре отдельных тематических стенда выставки повествуют о судьбе главных духовных наставников обители: ее настоятеле и "ангеле хранителе" архиепископе Варфоломее (Ремове), наиболее известном духовнике, преподобномученике Игнатии (Лебедеве), одном из старейших насельников Зосимовой пустыни игумене Митрофане (Тихонове), духовных друзьях и "столпах" петровской общины архимандритах Никите (Курочкине) и Зосиме (Нилове), представителе молодого поколения иноков, преподобномученике Феодоре (Богоявленском) и о "последнем зосимовском старце" архимандрите Исидоре (Скачкове).

Выставка рассказывает о внутренней духовной жизни тайных петровских общин, о принципах духовного руководства, на котором основывалось воспитание иноков, о мученическом пути наставников Высоко-Петровского монастыря и о их духовных детях - бережных хранителях памяти своих наставников и свидетельств об их подвиге.

Организаторы также воссоздали в виде инсталляции интерьер скита во имя иконы Божией Матери Знамение, который был основан в 1927 году архимандритом Игнатием (Лебедевым) по адресу Печатников переулок, дом 3, квартира 26, который был центром сокровенной жизни его тайной монашеской общины. На экспозиции представлены оригиналы и фотокопии уникальных фотографий и документов (более 70-ти), а также вещи из частных и церковных собраний.

Кроме того, вниманию гостей предлагается фильм, посвященный теме экспозиции. В его съемках приняли участие наместник монастыря игумен Петр (Еремеев) и организатор выставки Алексей Беглов. В фильм также включен фрагмент записи рассказа схимонахини Игнатии (Пузик), которая поведала о ее личном пути и о тайной Петровской монашеской общине. Любопытно, что для тайно монашествующих светская работа была одним из духовных послушаний.