Бенедикт XVI на предстоящей неделе встретится в Риме с главой Церкви Англии архиепископом Кентерберийским Роуэном Уильямсом
images.google.ru
Бенедикт XVI на предстоящей неделе встретится в Риме с главой Церкви Англии архиепископом Кентерберийским Роуэном Уильямсом
 
 
 
Бенедикт XVI на предстоящей неделе встретится в Риме с главой Церкви Англии архиепископом Кентерберийским Роуэном Уильямсом
images.google.ru

На предстоящей неделе в Риме пройдет встреча Папы Римского Бенедикта XVI с главой Англиканской епископальной церкви, архиепископом Кентерберийским Роуэном Уильямсом. Обсуждаться будет последняя инициатива Ватикана: создание специальных структур, так называемых персональных ординариатов, то есть епископств, для англикан, желающих "вернуться в лоно" Римско-католической церкви. Этот проект Святого престола вызвал оживленную дискуссию в западной - в первую очередь англоязычной - прессе. К этой теме обратился и Станислав Минин - автор статьи, опубликованной в последнем выпуске "НГ-Религии".

Подобного рода спецструктуры утверждаются особыми папскими документами – апостольскими конституциями. Такой документ под названием "Anglicanorum Coetibus" увидел свет 9 ноября. Ватиканисты долго гадали, когда это произойдет, а информированный ватиканист из газеты Il Giornale Андреа Торниелли писал, что при согласовании окончательной версии апостольской конституции возникли трудности.

Примечательно, что Святой престол анонсировал создание ординариатов для англикан еще до появления официального документа. 20 октября на брифинге для прессы об этом объявили префект Конгрегации вероучения кардинал Уильям Джозеф Левада и секретарь Конгрегации богослужения и таинств архиепископ Августин Ди Нойа.

Известный американский ватиканист Джон Аллен объясняет торопливость новой пиар-стратегией Святого престола. Аппарат Бенедикта XVI, по его мнению, демонстрирует способность учиться на собственных ошибках. Прежде Ватикан публиковал потенциально взрывоопасные документы, а впоследствии был вынужден оправдываться и объяснять их смысл, заметно уступая секулярным СМИ на поле интерпретации. Теперь общественное мнение решили подготовить заранее.

Однако подготовить общественность – не значит обезопасить саму инициативу, отмечает автор публикации в "НГ-Религии".

Архиепископ Кентерберийский принял ватиканский проект благосклонно. Прежде всего, на взгляд эксперта, потому, что масштаб проекта преувеличен СМИ. Всякий, кто мало-мальски интересуется жизнью Англиканского Содружества, знает, что оно балансирует на грани раскола, что англикане-консерваторы (а их немало, это целые церковные структуры и десятки тысяч верующих) не приемлют либеральных тенденций – женщин-епископов, геев-священников и т. д. Могло бы показаться, что именно они ищут "прибежища" в Католической церкви.

В действительности консервативно настроенные англикане и епископалы активно создают собственные структуры (пока не признанные в Кентербери). Они дорожат своей англиканской идентичностью и совершенно не горят желанием признавать верховенство Римского Папы и католический катехизис, надевать себе на шею ярмо ватиканской курии. При всем своем консерватизме они привыкли к тому, что Церковь управляется демократически. Что в ней существует дискуссия, борьба идей и проектов.

Ватикан "задушит" их. Поначалу едва заметно, но со временем все более настойчиво англикан-консерваторов будут подталкивать к ассимиляции. Католическая церковь в ее нынешнем виде не потерпит крупного англиканского анклава.

Она не потерпит его, например, потому, что этот анклав может разрастаться, обретать влияние, превращаться в "островок либерализма", притягивающий к себе недовольных ватиканским ригоризмом. Те, кто был консерватором внутри Англиканского Содружества, станут либералами в католическом мире. Англиканское духовенство может вступать в брак. В "англо-католические" семинарии могли бы потянуться молодые католики, желающие совмещать сан и семейную жизнь. Внутри Католической церкви появилась бы структура, по сути, представляющая собой ее обновленную и, возможно, улучшенную модель.

Ватикан этого, скорее всего, не хочет, отмечает "НГ-Религии". Поэтому апостольская конституция "Anglicanorum Coetibus" запрещает "крещенным в католичестве" поступать в семинарии "англо-католиков". Лишь некоторым женатым англиканским священникам разрешат стать священниками католическими. Постепенно целибат станет нормой и для бывших англикан.

Ватикан примет лишь небольшие общины англикан, действительно желающих "возвращения в Рим". Таковые в англиканском мире есть. Роуэн Уильямс не знает, что с ними делать. Он с облегчением "спихнет" их католикам.

И в то же время архиепископ Кентерберийский не может не видеть скрытой угрозы. Не может не тревожиться.

Так или иначе, над диалогом англикан и католиков нависает призрак унии. Персональные ординариаты для англикан станут аналогом греко-католических или сиро-католических Церквей. Уния обессмыслит диалог. У католиков появится новая, пусть и недостижимая (по изложенным выше причинам), цель. Англикане, в свою очередь, будут защищаться. Установится атмосфера недоверия и закрытости. Диалог умрет.

Вопреки первому впечатлению либеральные англикане не хотят "потерять" консерваторов. Они хотят их убедить. Они хотят с ними спорить. Они намерены их удержать. Недавно Церковь Англии приняла решение ограничить полномочия женщин-епископов на территории Соединенного Королевства. "Либеральный лагерь" возглавляют грамотные и проницательные люди. Они прекрасно понимают, к чему может привести раскол, расползание по полюсам. Одни (собственно либералы) сольются с современным миром, другие (консерваторы) станут жить в режиме гетто, резервации.

Инициативы Рима не разрушат Англиканское Содружество. Но будут неизбежно раздражать Кентербери, отмечает автор публикации в "НГ-Религии", задаваясь при этом вопросом: если католики предлагают англиканам-консерваторам проекты объединения, почему то же самое не делает Русская православная церковь? Ведь идеи такого церковного альянса витали в воздухе еще в конце XIX века. Более того, они всерьез обсуждались на четырех Ламбетских конференциях вплоть до 1930-х годов.

Во-первых, этого не происходит потому, что РПЦ сегодня не способна на глобальные проекты. Она по-прежнему разбирается с собой, ищет собственное место в современном мире.

Во-вторых, объединение консервативных англикан и православных сегодня весьма умозрительно. Это теоретическая спекуляция, не более. Это Церкви с разной историей, с разной логикой развития. Наконец, это Церкви, принадлежащие к разным цивилизационным матрицам.

В-третьих, консервативные англикане в большинстве своем не хотят никуда переходить и ни с кем объединяться. Им ни к чему роль православно-англиканских или римо-англиканских кентавров. Они не отчаялись изменить собственную среду. Пока еще не отчаялись, подчеркивает "НГ-Религии".