"Религии России должны сказать всему миру, что пьянство является тяжким грехом, что мы пропиваем Россию", - так выразил свое отношение к трагической гибели священника Андрея Николаева и его семьи один из видных религиозных деятелей страны
 
"Религии России должны сказать всему миру, что пьянство является тяжким грехом, что мы пропиваем Россию", - так выразил свое отношение к трагической гибели священника Андрея Николаева и его семьи один из видных религиозных деятелей страны
НТВ

Жуткая смерть православного священника Андрея Николаева и его семьи повергла Россию в шок не только потому, что погибли дети, и что священнослужителям выделено в обществе особое место. Выдвинутая версия пьяного поджога, совершенного в отместку за попытку отрезвить беспробудно пьющую русскую деревню, свою службу уже сослужила, даже если она и не подтвердится беспристрастным следствием. У потрясенного общества появился шанс проспаться и посмотреть на свою жизнь трезвыми глазами. А вслед за эти задуматься: почему мы пьем и кому выгодно нас спаивать?

Между тем пока за пьянство шельмовали деревенских мужиков, случилось новое несчастье, получившее огласку. Настоятель храма Алтайской епархии РПЦ, видимо, так хорошо отпраздновал свое новое назначение, что вместе со своим братом сбил на автомобиле 7-летнюю девочку. Эту трагедию уже не спишешь ни на пьяных мужиков, ни на сатанистов, ни на трезвых "сектантов", которых на одном мероприятии по борьбе с наркоманией и алкоголизмом, организованном в храме Христа Спасителя, выступившие там представители власти пообещали не допустить к процессу отрезвления народа.

Спекуляции на человеческой боли, попытки заработать на трагедиях моральные дивиденды – еще одна российская патология, которая вскрыла трагическая смерть семьи Николаевых. Она, наконец, проявила еще одну проблему: во всяком общественном, во всяком государственном начинании, в том числе и в действенной, а не декларативной борьбе с деградацией народа, живой пример должны подавать сами лидеры. Лидеры не только религиозные, которым дружить с зеленым змием просто не пристало, но и политические. Но для того, чтобы их пример был действенным, они должны обладать подлинным авторитетом. Трагедия в селе Прямохине поставила перед обществом много неудобных вопросов. Один из них: на чем – на уважении, на любви или на страхе и невежестве держится авторитет церковных и политических деятелей России?

Корреспондент сайта "Мир религий" попросил российских религиозных лидеров высказать свою точку зрения не только на саму трагедию, случившуюся в Тверской области, но и на то, насколько адекватно на нее отреагировали Церковь и общество.

Заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин: нет ничего плохого в том, чтобы выпить умеренное количество вина или даже водки в семейном кругу или с друзьями. Но пьянство – это действительно грех

Конечно, окончательно в причинах гибели священника должно разобраться следствие. Но мне лично кажется более чем странным, что физически сильный человек не смог выбраться из одноэтажного горящего дома. Тем более что вопрос о том, были ли на окнах решетки, так и остается неясным. Почему семья во главе с физически сильным человеком не смогла выбраться – это вопрос, который очень не удобен для сторонников версии несчастного случая.

Отрадно, что общество откликнулось на эту трагедию должным образом – с состраданием, с понимание того, что убийство священника всегда особо циничное преступление, потому что речь идет о человеке, посвятившем себя служению Богу и людям. О человеке, который в силу самого своего призвания является особо открытым, а потому особо беззащитным. Наши телеканалы, наши газеты отнеслись к этой трагедии внимательно и достойно. Исключением, пожалуй, является один Сергей Бычков, который умудрился распространять о священнике через несколько дней после его гибели порочащие рассуждения.

Удивляет и другой наш журналист Михаил Ситников, который повторяет небылицы о том, что якобы Церковь торговала водкой или благословляла ее выпуск. Никогда Церковь не торговала водкой, это абсолютная и стопроцентная ложь. Никогда Церковь не благословляла выпуск и продажу водки. То, что один архиерей освятил скважину, из которой добывается вода, в том числе и для производства спиртных напитков и то, что для работников одного из предприятий был построен домовый храм, вовсе не означает благословение на выпуск крепких напитков или на пьянство, в чем иногда нас пытаются обвинять. Церковь благословляет клубы трезвенников, говорит о том, что пьянство – это грех. Говорит об этом постоянно.

Конечно, нет ничего плохого в том, чтобы выпить умеренное количество вина или даже водки в семейном кругу или с друзьями. Но пьянство – это действительно грех. Производство же вина всегда Церковью благословлялось. Во всех странах мира есть монастырские вина. И я не вижу ничего плохого в том, что этот напиток, благословенный самим Богом, производят и церковные предприятия или структуры, имеющие церковное благословение. А вот все разговоры о торговле водкой нужно наконец прекратить, потому что ни одного факта такого рода нет.

Генеральный секретарь Конференции католических епископов России священник Игорь Ковалевский: к сожалению, всегда, когда случаются трагедии, находятся люди, которые начинают спекулировать на человеческих смертях

Существует греческая пословица: "Вино – хорошее, плохая – голова". В отношении к спиртному Церковь призывает иметь чувство меры. Абсолютно недопустимо употреблять спиртное людям, склонным к алкоголизму, а тем более, тем, кто страдает алкоголизмом. Пьянство и алкоголизм – вещи разные. К сожалению, проблема с пьянством остро стоит в нашей стране, сколько уже было скандалов из-за суррогатного крепкого алкоголя. Эту проблему нужно решать, прежде всего, на уровне гражданского общества. Одними лишь постановлениями, запретами ее решить нельзя. Об этом свидетельствует опыт и Советского Союза, и других стран.

Религиозные лидеры должны воспитывать свою паству, прежде всего, в духе ответственного отношения к здоровью. Причины пьянства и алкоголизма весьма разнообразны. Однако религиозные конфессии должны способствовать развитию здорового образа жизни населения и искоренения пьянства, как социального порока, за которым стоят нерешенные социальные проблемы. Человек, страдающий алкоголизмом или наркоманией, теряет смысл жизни, теряет социальные ориентиры. И религиозные конфессии должны призывать к активному и ответственному отношению к жизни, как к дару Божьему. Каждый человек должен исполнить свое естественное и сверхъестественное предназначение, которое для христиан заключается в созерцании Бога. Пьянство же не способствует воспитанию в человеке чувства ответственности.

К сожалению, всегда, когда случаются трагедии, находятся люди, которые начинают спекулировать на человеческих смертях. Это касается не только тех случаев, когда гибнут священники. Когда же подобное происходит со священнослужителями, общество особенно болезненно реагирует на такие ситуации. Поэтому в этих случаях мы не должны проявлять излишних эмоций, не должны делать скоропостижных выводов. Нужно подождать, что скажет следствие, а не пытаться извлечь из трагедии какие-то дивиденды.

Председатель Российского объединенного союза христиан веры евангельской (пятидесятники) Сергей Ряховский: религии России должны сказать всему миру, что пьянство является тяжким грехом, что мы пропиваем Россию

Жестокое, бессмысленное убийство священника и его семьи является трагедией, которая должна потрясти всех нормальных людей России. Даже согласно официальной статистике от 2 до 3 процентов россиян подвержены пьянству. А это 4-5 миллионов человек. Так называемая доброкачественная доступная водка, которую выпускают, чтобы люди не травились, а также государственная монополия на водку, благодаря чему она стоит дешево – это уход от проблемы, а не ее решение. Мы сделали доступным смертельный яд, который убивает и тело и душу.

Произошедшая трагедия является жестоким плодом замалчивания проблемы. Ужасно то, что в России, где традиционно даже пьяный мужик не поднимал руку на священника, могло такое случиться. Теперь деградация превысила ту критическую точку, когда у людей еще была какая-то совесть. Народ вышел из крушения страны под названием СССР и нищенства, которые ему довелось пережить в начале девяностых годов. Но после всего этого стресса, который особенно коснулся деревни, люди продолжают испытывать отчаяние. Я думаю, что власти, гражданскому обществу нужно серьезно задуматься и аккумулировать все здоровые силы страны, нужно всем миром навалиться на эту проблему. Власть должна пересмотреть свое отношение к этой проблеме. Можно пополнять бюджет водочными деньгами, но ущерб от этого бюджета будет огромный. У нас богатейшая страна, нужно не только торговать нашими недрами, нужно развивать экономику.

Свое отношение к этой проблеме нужно изменить и самим религиозным организациям. Я уверен, что и христиане, и мусульмане, и иудеи, другие основные религии России должны сказать всему миру, что пьянство является тяжким грехом, что мы пропиваем Россию. Совершенно верно, что часть нашей элиты злоупотребляет спиртным. Что уже говорить о простых людях. Я помню статистические цифры – в России на каждого человека приходится 9 литров чистого спирта в год. Так что мы становимся вымирающим народом.

Деятели религии должны в полный голос заявить о своей позиции и, наконец, прекратить ксенофобию по отношению друг к другу. Необходимо найти те точки соприкосновения, где мы все вместе, независимо от конфессий, могли бы спасать наш народ.

Что касается общественной реакции на эту трагедию, то благодаря СМИ мы сначала узнали, что она является делом рук пьяных мужиков. Позже узнали, что там есть непростые обстоятельства, не имеющие к пьянству никакого отношения. К сожалению пресса, еще до выводов правоохранительных органов направила общественное мнение по нескольким разным векторам. Все мы становимся заложниками выплесков самой разной информации, которая претендует на правду. Возможно срабатывает наше недоверие к правоохранительным органам, к следствию, но факт, что СМИ взяли верх над правом. И это меня настораживает, потому что в комментариях, в том числе и представителей разных конфессий, повторяются версии, предложенные прессой, в то время как следствие упорно молчит. Настораживает неверие, что правоохранительные органы когда-нибудь дойдут до истины, даже если она им откроется. Потому что, если правда станет неудобной для определенных людей, то мы можем ее и не узнать.

Председатель Совета Союза евангельских христиан-баптистов Юрий Сипко: осуществить отрезвление России мешает, в том числе и разрываемая общество межконфессиональная борьба

Трудно не согласиться, что бедой России являются не только дураки и дороги. Может быть, дураки и дороги выплывают из проблемы всеобщего повального пьянства. Эту проблему можно обозначить и по-другому: отсутствие сознания ценности личности. Отсюда и происходит готовность человека сунуться и в петлю, и в бутылку, и куда угодно.

Более чем очевидно, что в стране отсутствует четкая, ясная политика, которая была бы направлена на созидание представления в обществе о ценности здорового образа жизни. Существуют какие-то аспекты этого образа жизни в пропаганде спорта, в строительстве спортивных сооружений, открытии спортивного канала. Но для нашего разрозненного, экономически слабого общества, потерявшего свою идеологическую основу, очень важны четкие последовательные действия. Также как борьба с курением, как борьба с пьянством и наркозависимостью, как борьба с коррупцией нам нужна борьба за здоровый, чистый образ жизни. И эта борьба должна иметь комплексный характер.

Если мы не можем влиять на чиновников и власть, потому что они сами находятся в зависимости, они плоть от плоти народа, то священничество, будучи частью народа, должно представлять образ Христов, что не мыслимо без высокой нравственности и безусловной трезвости. Трудно не согласиться с тем, что сегодня священники, к сожалению, к нашей общей большой беде, не являются образцом.

Если бы мы по-настоящему захотели перед собой, перед государством, перед народом поставить эту задачу – обрести нравственные основы и внедрить трезвый образ жизни, – то можно было бы, например, посмотреть в исламскую часть нашего населения. Оказывается, это возможно на территории России. Можно посмотреть на русский народ, как он представлен в баптистском мире – а баптисты здесь живут уже почти полтора века. Да, они немногочисленны и не могут влиять на общественные нравы всей страны. Но это русские люди, это трезвая часть народа. Это крепкая семья, отсутствие разводов, это благочестивое поведение и законопослушание. И все это – русские, славяне, плоть от плоти народа. Я сам из бывших пьяниц, в нашей среде тысячи таких людей, которые были пьяницами. Но сегодня это трезвые люди, которые не пьют, не курят, созидают свой дом и созидают мир и благословение в нашем Отечестве.

Я уверен, что эту беду можно победить, но для этого нужно повернуться лицом к правде с тем, чтобы мы не рисовали благостный образ нашей действительности и стали осуществлять законы Господа в своей жизни. Но осуществить отрезвление России мешает, в том числе, и разрываемая общество межконфессиональная борьба, которую так называемые "традиционные" религии развернули против других конфессий и религий. Но политическая борьба за власть – это не то, что заповедал нам Господь.

Конечно же, многие комментарии этой трагедии мне кажутся скоропалительными. У нас в России от пожаров гибнет очень много людей, но я никогда не слышал такого шума по поводу бесчисленных жертв. Я соболезную каждому пострадавшему, каждому погибшему, но меня смущает тот акцент на происшедшем в Тверской области, в то время, как нет четких свидетельств о причинах пожара, обо всех предшествовавших ему обстоятельствах.

Случилась эта трагедия на Руси православной, на канонической территории РПЦ, где все крещены в Православной церкви. Коль русские православные сжигают своего священника, то что-то в нашем хозяйстве не ладно. И мы не должны просто обвинять народ в пьянстве, надо вспомнить, что рыба гниет с головы. Это нужно признать священникам, которые не в состоянии справиться со своей паствой и научить ее, по крайней мере, не жечь своих друзей и соседей. Но самое страшное – это погибшие дети. Случившееся стало показателем уровня нашей нравственности, нашей экономики, нашей политики. По человечески очень горько осознавать, что сегодня мы оказались на краю пропасти.

Руководитель аппарата Совета муфтиев России Сабуянов Харис Ахмедович: труд, когда человек пытается изжить свои недостатки, является самым большим и самым трудным джихадом

Без решения социальных, экономических вопросов, без продуманной государственной программы по искоренению пьянства, проблему эту не решить. Выпуск народной водки – это не тот путь, который поможет с этой проблемой справиться. Можно только представить эту глухую тверскую деревню, где ни работы, ни нормальных условий жизни, из-за чего люди теряют социальные ориентиры и просто начинают деградировать. Ничего другого нельзя ожидать от людей, которые пущены на самотек. Сказывается и то, что люди десятилетиями были оторваны от религии. И сегодня направить их по духовному пути, отучить от пьянства, очень сложно.

На протяжении всей российской истории неоднократно предпринимались попытки это сделать, но борьба с пьянством ничем хорошим не заканчивалась. Однозначного ответа на вопрос, как это сделать, думаю, нет ни у кого. Причины российского пьянства кроются в глубоких исторических традициях страны, пагубному влиянию алкоголя подвержены многие народы России. И эта традиция пошла со времен принятия на Руси той или иной религии. В исламе, как вы знаете, вопрос пить или не пить вообще не обсуждается, алкоголь у нас запрещен. В иудаизме и христианстве был другой подход, вино стало элементом религиозной атрибутики. Но со временем этот элемент религиозной практики перешел в повседневность и это плохо. Потому что священнослужители своим образом жизни должны показывать пастве положительные пример.

Сам по себе факт, что у людей поднялась рука на представителя Церкви, вопиющий. Подобное происходит не только с православными священниками, но и с мусульманскими имамами. Это прискорбно, как прискорбно осознавать, что наше общество больно и что попытки исправить его нравы могут вызвать такую бесчеловечную реакцию. Сегодня люди считают, что они могут делать все, что хочется, не обращая внимания ни на какие нормы этики. Это первобытное состояние многим представляется самым удобным и комфортным. Что, конечно, объяснимо потому что следование устоям человеческой культуры, стремление быть нравственным, социально полезным требует огромного душевного труда. Этот труд, когда человек пытается изжить свои недостатки, является каждодневным джихадом. Самым большим и самым трудным джихадом, который рассчитан на десятилетия.

На мой взгляд, в случае с гибелью Андрея Николаева и его семьи нет никакой религиозной составляющей, там замешаны бытовые, нравственные вопросы. Речь не идет о том, что односельчане священника выступали против религии, против Церкви. На мой взгляд, это типичное уголовное преступление, которое характеризует падение нравов и полную бездуховность. Можно понять общественный интерес к таким случаям, когда убивают священнослужителя. Слава Богу, подобное у нас происходит редко, это не типично для России, где священник, имам, религия – это то, связывает человека с Богом и со своими единоверцами.

Главный раввин России Адольф Шаевич: у людей ежедневно возникает столько неразрешимых проблем, что они не видят цели в жизни. В этом самая основная проблема

Думаю, что во всем должна быть золотая середина. Полностью отказаться от вина, наверное, невозможно. Но то, что происходит у нас, переходит всякие нормы и границы. Нужен целый комплекс мер, чтобы люди перестали напиваться до такой степени, что готовы уничтожить своего ближнего ради очередного допинга алкоголя или наркотиков. Невозможно оправдать это дикое преступление ничем. Все общество должно быть единым в этом желании решить проблему пьянства. Вряд ли поможет, если президент выступит перед гражданами России и скажет, что он с сегодняшнего дня даже пива не пьет. Он и так, по-моему, не злоупотребляет, он спортивный человек. Да и руководство различных религий не отмечено такими болезненными вещами, как алкоголизм. Тем не менее, на общество это мало влияет.

У людей ежедневно возникает столько неразрешимых проблем, что они не видят цели в жизни. В этом самая основная проблема. Особенно важно знать, что тебе обеспечено нормальное продвижение по социальной лестнице, для молодежи. Если человек заинтересован в карьерном росте, он всегда будет находиться в форме, ни наркомания, ни пьянство не станут на его пути. Нужно строить нормальное общество, никакие единичные меры, даже если вы публично, в назидание другим, расстреляете пол пьяного села, ничего не дадут. Необходим длительный процесс, в который должно быть вовлечено все общество.

Разумеется, в подобных случаях нужно дождаться окончания следствия, прежде чем делать какие-то выводы, потому что причины и мотивы случившегося могут быть самые разные. Первая реакция на всякую трагедию всегда бывает слишком эмоциональной, тем не менее, мы должны быть взвешены в своих высказываниях, потому что приходится читать и слышать множество глупостей. Все это не нужно никому, всякого рода спекуляции только создают нездоровую атмосферу.

Постоянный представитель Буддийской традиционной Сангхи России в Москве Санжай-лама: никто не реагировал, когда этот священник обращался с просьбой о помощи к своим единоверцам по телевизору

На мой взгляд, за этой трагедией стоят экономические, социальные проблемы. Все вдруг увидели, до какой степени деградировало наше общество, если пожар, в котором погибли не только взрослые, но и дети, является делом рук невежественных, порочных людей. Этот вопиющий случай показал, в каком экономическом состоянии находится сегодня Россия. У людей нет работы, их благосостояние находится на черте нищенства. Все эти трудности заставляют народ прибегать к пьянству, хоть это не снимает с людей ответственности за содеянное, которое мы осуждаем.

Конечно же, в подобных случаях нужно подождать результатов следствия, которое должно назвать причины и виновников трагедии. Нельзя исключать бытовые и другие мотивы. У нас, к сожалению, все происходит с опозданием. О существующей проблеме заговорили, когда случилась трагедия. Но никто не реагировал, когда этот священник обращался с просьбой о помощи к своим единоверцам по телевизору. Не назначили никакой комиссии и не разобрались в том, насколько сложная ситуация в этой деревне.

Президент Центра обществ сознания Кришны в России Бхакти Вигьяна Госвами: те, кто взял на себя ответственность вести других людей, должны подать пример и не пополнять бюджет страны за счет спаивания народа

Всякий раз, когда речь в России заходит о пьянстве, то это становится знаком какой-нибудь беды. Народ в стране пьет и это, безусловно, является нашей общей трагедией. Причем трагедией национальной, потому что сейчас пьют все. И приостановить эту эпидемию пьянства не представляется возможным, пока лидеры общества не схватятся за голову и не поймут, что они первыми должны подать пример. Любое пьянство, маленькое, большое, внешне невинное, культурное, некультурное приводит к деградации человека. Это – медицинский факт. Тем не менее, несмотря на это, люди продолжают пить.

Если причина поджога в пьянстве, то трагедия в Прямухине обретает особый смысл, она является предупреждением для всей страны. Но подобных трагедий в России случается каждый день огромное количество и поэтому наше мнение однозначно: те, кто взял на себя ответственность вести других людей, не должны пополнять бюджет страны за счет спаивания народа. Иначе через несколько десятилетий от всей нации ничего не останется, она просто выродится в результате алкогольного отравления.

Что касается спекуляций вокруг подобно рода случаев, то печально наблюдать, когда видишь, как люди пытаются заработать какие-то дивиденды на трагедии. К сожалению, очень часто религиозная жизнь, особенно публичная, превращается в разновидность политики. Мы живем в крайне политизированное время, и полностью избежать влияния политики на нашу жизнь не удается никому. Однако чтобы религия смогла исполнять свою благородную просветительскую роль, чтобы она могла возвышать людей, духовные лидеры должны все время помнить: чем дальше они в своей деятельности будут находиться от политики и политических приемов, тем в большей степени они смогут выполнять ту миссию, которая возложена на них Богом.