Главный раввин Страсбурга Рене Гутман
Le Grand Rabbinat de Strasbourg
Главный раввин Страсбурга Рене Гутман
 
 
 
Главный раввин Страсбурга Рене Гутман
Le Grand Rabbinat de Strasbourg

Главный раввин города Страсбурга Рене Гутман готовится опубликовать документ 1968 года, предлагавший выработать более открытый к диалогу взгляд иудаизма на христианство и другие религии.

Документ на трех страницах, подготовленный 32 года назад группой экспертов по запросу французского католического епископата, должен был послужить основой для торжественного заявления Главного раввината Франции по вопросу об отношении иудаизма к христианству. Он представляет собой выводы экспертной комиссии, сделанные ею на основе текстов авторитетных иудейских ученых средневековья, писавших что-либо по поводу христианства и ислама.

Выводы комиссии сводятся к 6 пунктам: 1. Отвержения христианства можно было избежать. 2. Христиане времен Иисуса не были идолопоклонниками: они почитали Бога, который создал мир и имели некоторые общие с иудеями верования. 3. Христианам открыт путь к вечному спасению. 4. Израиль должен вдохновляться примером христиан и мусульман "в области морали". 5. Христианство и ислам способствовали улучшению человечества. 6. Христианство и ислам прокладывают путь Мессии.

В 1968 году документ был разослан всем раввинам Франции с тем, чтобы они могли высказаться по его поводу. Однако лишь в 1978 году его обсуждение поставили на повестку дня раввинского конгресса. Часть раввинов высказалась тогда против свободного диалога с христианами и выразила скептическое отношение к документу. Ввиду невозможности согласия, главный раввин Франции Каплан решил положить досье под сукно и поработать над новой редакцией декларации.

И вот, спустя 32 года, "исторический" документ увидит свет. Остается, правда, неясным, готов ли французский раввинат вернуться к его повторному изучению. По мнению главного раввина Парижа Давида Месса, документ 1968 года не может рассматриваться как отражающий "нынешнюю позицию французского иудаизма" в отношении христианства и ислама. Впрочем, он не исключает, что великий раввинат может когда-нибудь "вернуться к этому тексту и поставить его на обсуждение".