Наблюдатели, комментирующие итоги православного форума, завершившегося в Сан-Франциско, вносят в оценку его итогов нотки скепсиса
www.sobor2006.com
Наблюдатели, комментирующие итоги православного форума, завершившегося в Сан-Франциско, вносят в оценку его итогов нотки скепсиса
 
 
 
Наблюдатели, комментирующие итоги православного форума, завершившегося в Сан-Франциско, вносят в оценку его итогов нотки скепсиса
www.sobor2006.com

Российские СМИ продолжают комментировать итоги IV Всезарубежного собора Русской православной церкви заграницей (РПЦЗ), основной темой которого был вопрос о воссоединении с Московским Патриархатом.

Как отмечает сегодня газета "Новые Известия", в ликующем хоре голосов церковных деятелей и политиков, с восторгом воспринявших решения Собора, потонули комментарии экспертов, мнения делегатов Собора и, главное, скупые цитаты из документов этого исторического для русской эмиграции форума. А между тем, именно они объясняют, что же происходило на прошлой неделе в Калифорнии.

Газета ставит под сомнение правомерность заголовков публикаций, появившихся накануне во многих СМИ: "Раскол преодолен", "Русская церковь воссоединилась", "Встреча на мосту через пропасть", "Православные всех стран, соединяйтесь!", "Зарубежная Церковь едина со своим Отечеством". В ряду позитивных оценок решений Собора "Новые Известия" приводят высказывания заместителя председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата епископа Егорьевского Марка и наместника Сретенского монастыря в Москве, архимандрита Тихона, которого наблюдатели вместе с главой Берлинской епархии РПЦЗ архиепископом Марком называют одним из "серых кардиналов" процесса объединения двух ветвей Русской церкви, отмечает издание.

Между тем, по мнению газеты, внимательный анализ документов православного форума в Сан-Франциско позволяет охарактеризовать ситуацию с объединением несколько иначе. Как пишет автор публикации в "Новых Известиях", в соборном Послании говорится всего лишь о "решимости уврачевать раны разделения внутри Русской Церкви – между ее частями в Отечестве и за рубежом". Выражается надежда на то, что "в благоприятное для сего время" (то есть не сегодня, не завтра, а вообще неизвестно когда) священники РПЦ и РПЦЗ смогут вместе совершать богослужения, а миряне – причащаться на них.

Намерение благое, но расплывчатое по срокам, отмечает газета. В то же время Собором не снято одно из ультимативных, сформулированных еще четверть века назад условий для подлинного воссоединения – чтобы РПЦ отказалась от "ереси экуменизма", то есть общения с иноверцами. Понятно, что пойти на это, даже в смягченных формах, Московскому Патриархату будет трудно, по той простой причине, что в ней не устают говорить о межрелигиозном диалоге как об основе мира и согласия, и не только в России, подчеркивают "Новые Известия". Наибольшее число возражений в Сан-Франциско (7 голосов) вызвал внешне безобидный абзац: "Мы уповаем, что грядущий Поместный Собор Единой Русской Церкви урегулирует остающиеся неразрешенными церковные вопросы". Те, кто в данном случае голосовал против, опасаются, и не без оснований, что, случись такой Собор, представители РПЦ там их попросту "задавят"...

Однако, продолжает автор "Новых Известий", важно не только то, что есть в документе, но и то, чего там нет. После бурных дискуссий о "сергианстве" – политике подчинения РПЦ государству, которая велась полвека в СССР и, по мнению "соборян", продолжается поныне, упоминание об этой принципиальной проблеме исчезло из Послания вообще. А после завершения работы Собора секретарь Архиерейского Синода РПЦЗ епископ Манхэттенский Гавриил (Чемодаков) объявил в интервью СМИ, что теперь ждет от Московского Патриархата "публичного покаяния за сотрудничество с властью".

Этого, по мнению газеты, не произойдет до той поры, пока не изменится кардинально четко работающая в нашей стране модель отношений государства и Церкви...

Один шаг на пути к объединению – только не вперед, а назад – Собор все же сделал, отмечается в публикации "Новых Известий". Уже упоминавшийся выше архиепископ Берлинский Марк заявил, что Зарубежная Церковь созданием собственных структур на территории России "нанесла огромную рану телу Русской Церкви". Марк считает ошибкой, что на рубеже 80-х–90-х гг. в Зарубежную церковь принимали людей, покидавших Московский Патриархат. Всего, по данным РПЦЗ, на территории России сегодня 18 приходов. Еще несколько десятков – тех, кто, уйдя из РПЦ и побывав в РПЦЗ, создали Российскую православную автономную церковь. После того, как сначала подверглись из-за границы жесточайшему административному давлению, а потом "зарубежники" свергли своего престарелого первоиерарха митрополита Виталия (Устинова). Делалось все это, между прочим, руками самого архиепископа Марка. Того самого, который приезжавшим к нему в Мюнхен из России честным священникам не разрешал молиться в алтаре, а некоторым мирянам с каменным лицом говорил: "Какие вы православные! Вас всех надо сначала русифицировать!". Говорил это, между прочим, не русский эмигрант, а этнический немец, родившийся в ГДР, отмечает автор статьи.

По его мнению, есть большая разница в том, что на самом деле происходило в Сан-Франциско и как это преподносится в российской прессе. Из осторожной, с множеством оглядок, декларации о намерениях делается грандиозная пиар-акция, отмечают "Новые Известия".

О том, что Зарубежная церковь не торопится соглашаться на союз с Московским Патриархатом пишет и газета "Время новостей".

Взаимоотношения Православной церкви в России и ее зарубежной сестры все больше напоминают известную логическую задачку про Ахилла и черепаху. Возвращение Зарубежной православной церкви в лоно Московского Патриархата, которое с каждой новой встречей двухсторонней комиссии по урегулированию отношений видится все ближе, тем не менее, никак не состоится. Без изменений оставил статус РПЦЗ и завершившийся в выходные в Сан-Франциско IV Всезарубежный собор клириков и мирян, считает издание.

Несмотря на официально записанную в декларации собора готовность "уврачевать раны разделения внутри Русской церкви – между ее частями во Отечестве и за рубежом", столь сильно желаемого Москвой воссоединения так и не случилось. Участники собора решили сохранить неизменной форму своей организации – самоуправляемой части поместной русской церкви. То есть ту самую форму, по которой Зарубежная церковь существовала более 80 лет.

Формальным препятствием к объединению стала экуменическая деятельность российского духовенства. "Участие Русской православной церкви во Всемирном совете церквей вызывает смущение в среде нашего клира и паствы, – говорится в резолюции собора. – Мы с сердечной болью просим священноначалие Русской православной церкви Московского Патриархата внять мольбе нашей паствы о скорейшем устранении этого соблазна".

Упреки в адрес Москвы прозвучали и в связи с несогласием российских иерархов покаяться от лица Церкви за сотрудничество с безбожной советской властью, за декларацию митрополита Сергия 1927 года. "Священноначалие РПЦ продолжает исповедовать "сергианство" и экуменизм. Нельзя подчиниться такому руководству и не следует включать в резолюцию обещания, что Акт о каноническом общении будет принят", – заявил выступавший на соборе епископ Таврический и Одесский Агафангел.

Впрочем, обещание канонического общения – признание благодати за Церковью и возможности сослужения в одном храме – в резолюции собора все же прозвучало. Но его формулировка оказалась настолько обтекаемой, что непонятно, готовы ли церкви объявить свое каноническое единство уже сегодня или планируют сделать это в неопределенном будущем. В тексте говорится лишь о "великой надежде, что в благоприятное для сего время будет восстановлено, на основе Христовой Истины, единство в Русской церкви, открывающее нам возможность служить вместе и причащаться от единой Чаши".

Проявивший осторожность в сближении с российским православием Всезарубежный собор постановил передать вопрос о каноническом единстве с Московским Патриархатом на рассмотрение Архиерейского собора РПЦЗ, который откроется сегодня также в Сан-Франциско и продолжится до 19 мая. Будет и третья попытка достичь соглашения о воссоединении – на поместном соборе единой русской церкви.

"Русская зарубежная церковь в своей среде, на своем соборе не смогла достичь консенсуса и поэтому переносит споры на более широкую дискуссионную площадку", – приводит "Время новостей" мнение профессора Московской духовной академии диакона Андрея Кураева, считающего, что "дискуссия еще впереди" и "что ни зарубежный синод, ни Архиерейский собор РПЦЗ или Московский Патриархат не признаются окончательной правомочной инстанцией".

Официальный сайт IV Всезарубежного Собора

Резолюция IV Всезарубежного Собора о миссии и служении Русской Православной Церкви заграницей.

Резолюция IV Всезарубежного Собора по вопросу уврачевания раны разделения внутри Русской Церкви