В 2002 Иоанн Павел II причислил к лику блаженных основателя Opus Dei, Хосемарию Эскриву де Балагера
Архив NEWSru.com
В 2002 Иоанн Павел II причислил к лику блаженных основателя Opus Dei, Хосемарию Эскриву де Балагера
 
 
 
В 2002 Иоанн Павел II причислил к лику блаженных основателя Opus Dei, Хосемарию Эскриву де Балагера
Архив NEWSru.com

Книга "Код да Винчи" Дэна Брауна разогрела интерес публики ко многим вещам, в том числе и к католической организации Opus Dei, которую автор романа изображает сектой, нацеленной на обретение богатства и власти.

В ходе подготовки одной из программ для проекта Всемирной службы Би-би-си "Кто правит вашим миром?" обозреватель Макс Сайтц отправился в Испанию, где в 1928 году была основана организация, и где ее влияние наиболее ощутимо, сообщает Би-Би-Си. Opus Dei, что на латыни значит "Дело Божье", обвиняют в том, что она манипулирует своими членами, однако руководство организации подобные разговоры не приемлет. Люди на улицах Мадрида говорили мне: они считают Opus Dei тайным обществом, проникающим в политику и бизнес.

"Opus Dei обладает в Испании большим могуществом, имеет влияние и в других странах", - сказал один человек.

"Мы о них многого не знаем, они позволяют нам знать только то, что хотят, - добавил другой. - Opus Dei - это мощная организация, которая при помощи своих школ и университетов становится еще более могущественной".

Святой Opus Dei

Но что на самом деле скрывается за всем этим? Обладает ли Opus Dei той властью, о которой говорят люди?

Сама организация утверждает, что во всем мире у нее 84 тысячи членов; треть живет в Испании. Как говорится на официальном веб-сайте Opus Dei, каждый из них призван осуществлять "свою христианскую миссию, озаряя евангельским светом самые разные сферы профессиональной жизни".

Другими словами, эти люди должны добиваться максимального успеха в работе и быть в то же время благосклонными к другим, пытаясь привлекать новых и новых сторонников, или, как сказано на сайте, "освящать работу, освящаться работой, освящать других людей своей работой".

В 2002 году тысячи паломников со всего мира пришли в Ватикан: Папа Иоанн Павел II причислил к лику блаженных основателя Opus Dei, Хосемарию Эскриву де Балагера. Его канонизация была очень быстрой: со времени смерти Хосемарии прошло лишь 27 лет.

В 1982-м Иоанн Павел II предоставляет Opus Dei статус "персональной прелатуры", дающий организации определенную независимость в структуре Католической церкви. В связи с этим многие заговорили о том, что польский Папа особенно благоволил "Делу Божьему", которое за годы его понтификата значительно укрепило свое влияние.

Представитель самой прелатуры Джек Валеро, однако, с таким представлением не согласен. "Количество членов Opus Dei, работающих в Ватикане, очень невелико, - говорит он. - Пять, может быть, шесть человек, включая Хоакина Наварро Вала. Влияние Opus Dei на Святой Престол преувеличено".

Критики, однако, утверждают, что священников, связанных с Opus Dei, куда больше, и что они создали фактически Церковь в Церкви, что отрицает руководство самой организации.

Кроме того, немалое количество членов Opus Dei работают в различных правительствах и компаниях, хотя обычно они не признаются публично в том, что состоят в прелатуре.

Испанский социолог Альберто Монкада, сам бывший член Opus Dei, говорит, что связи между Opus Dei и структурами власти уходят корнями в 1950-е, когда два представителя этой организации получили министерские посты в правительстве генерала Франко.

"Режим Франко стал периодом политического и экономического успеха Opus Dei, но в то же время организация стала пользоваться плохой репутацией, - говорит Монкада. - Люди до сих пор помнят эту эпоху. Однако времена меняются. И хотя некоторые члены Opus Dei до сих пор активно участвуют в политике и бизнесе, они не действуют сообща, как мафия. Это неправда".

Контроль

Министр образования Великобритании Рут Келли недавно подтвердила сообщения о том, что состоит в Opus Dei.

Говорят также, что членом организации является и президент Колумбии Альваро Урибе, хотя сам он этого и не подтверждает.

По словам представителя Opus Dei Джека Валеро, религия - это предмет, о котором не стоит говорить громко. "Членство в Opus Dei - дело личное, - говорит он. - Мы не публикуем списки наших членов. Да, некоторые видные политики открыто говорят, что принадлежат к Opus Dei, но это не относится к их работе в качестве членов правительств или парламентов. Важно только то, как они выполняют свою работу".

Выяснить, каким количеством денег располагает Opus Dei, трудно. Организация децентрализована, представляет собой многочисленные фонды, разбросанные по миру, и не обнародует финансовых отчетов. Члены должны вносить в ее бюджет значительную часть своего дохода.

Но, возможно, самый малозаметный аспект деятельности Opus Dei состоит в том, как он обращается со своими последователями. Организацию обвиняют в промывании мозгов и манипуляциях, совершаемых в центрах, в которых живут ее члены, давшие обет безбрачия, так называемые нумерарии.

"В центрах Opus Dei жизнь - это шизофрения, - говорит Кармен Чаро, бывшая в свое время нумерарием. - Каждый член должен исполнять многочисленные духовные обязанности - такие как молитва, ежедневное посещение мессы, работа с другими членами, а его или ее развитие как свободной личности в расчет, в общем-то, не берется: человек всегда исполняет приказы духовных лидеров и находится под их жестким контролем. То же происходит и с их деньгами".

На подобную критику члены Opus Dei отвечают, что они обычные люди, работающие в обычном мире, как и все остальные, что они свободны и могут уйти, когда захотят.

"Это призвание, - говорит Хосе Мария Вильялон. - Каждый имеет право выбирать свой образ жизни, и я выбрал поиск Бога в своей работе на благо Opus Dei. Кто-то в нашей организации мог допускать ошибки, даже я. Это нормально в любой организации, в которой работают люди. Однако я однозначно отвергаю разговоры о том, что люди подвергаются промыванию мозгов и манипулированию".

Кто же такие члены Opus Dei - святые или грешники? Многие испанцы считают, что правда, как это часто бывает, находится где-то посередине.