"Великий пост - время духовного развития личности", - сказал накануне патриарх Кирилл, обращаясь к верующим с проповедью на Прощеное воскресенье
© РИА Новости / Сергей Пятаков
"Великий пост - время духовного развития личности", - сказал накануне патриарх Кирилл, обращаясь к верующим с проповедью на Прощеное воскресенье
 
 
 
"Великий пост - время духовного развития личности", - сказал накануне патриарх Кирилл, обращаясь к верующим с проповедью на Прощеное воскресенье
© РИА Новости / Сергей Пятаков

Для православных россиян наступил Великий пост - время, когда христиане отдают предпочтение внутренней духовной жизни, готовясь к встрече праздника Воскресения Христова . В нынешнем году православная Пасха ранняя - 12 апреля. По западному календарю она наступит 5 апреля.

Великому посту предшествовала сырная седмица (масленица), завершающая период подготовки к Великому посту. Кульминацией сырной седмицы является Прощеное воскресенье, отмечавшееся накануне. В этот день Церковь вспоминает об Адамовом изгнании из Рая. В храмах в это воскресенье во время вечернего богослужения совершается особый чин прощения. Священник от имени верующих читает молитву о том, чтобы Господь помог людям достойно выдержать пост. Затем духовенство, начиная с патриарха, просит прощения у всех людей, находящихся в храме, а миряне просят прощения у духовенства и друг у друга.

"Великий пост - время духовного развития личности", - сказал накануне патриарх Кирилл, обращаясь к верующим с проповедью на Прощеное воскресенье.

По словам предстоятеля Русской церкви, достойно провести Великий пост - это "изменить стиль нашей жизни, чаще посещать храм, причащаться Святых Христовых Таин, но самое главное - работать над собой". "Семь недель трудов на самой благодатной и на самой важной духовной почве, на почве преодоления наших недостатков. Без этого не может быть духовного развития человека, а вместе с ним и любого другого развития", - приводит слова патриарха ТАСС.

Еще в Ветхом Завете, до пришествия Спасителя, Господь неоднократно призывал свой народ к посту, особенно во времена тяжких испытаний; и впоследствии пост сопровождал всю историю христианства, что говорит об исключительной его важности, говорил предстоятель РПЦ о Великом посте. При этом Церковь знает примеры, когда люди на протяжении 40 дней полностью отказывались даже от хлеба и воды, желая во всем подражать Христу.

"Тот факт, что эти подвиги никогда не сопровождались ни болезнью, ни смертью людей, что запечатлено также в истории Церкви, свидетельствует, что подвиг поста, совершаемый во имя Божие, Богом и поддерживается", — приводит слова патриарха РИА "Новости".

В то же время в Церкви все время подчеркивают, что нынешний церковный устав ни от кого не требует таких строгих постов, и что для современного человека, привыкшего к комфорту и к тому, чтобы ни в чем себя не ограничивать, даже "облегченная дисциплина поста" может стать "вызовом и огромным препятствием". "И замечательно, что этот вызов сегодня принимают очень многие", — признает патриарх.

Главная же цель поста, по его словам, заключается в том, чтобы изменить свою жизнь к лучшему — "чтобы изменились наши чувства, потому что духовная природа человека связана с физической и состояние тела влияет на состояние духа".

"Результатом же поста должна быть глубокая перемена в наших мыслях, в нашем отношении к окружающему миру, в нашем мировоззрении, в нашем восприятии ценностей, в определении того, что есть важное и непреходящее для человека, а что второстепенное, на что не стоит тратить свою жизнь", — сказал патриарх.

В первый день поста глава Русской церкви начнет чтение Великого покаянного канона Андрея Критского на вечерней службе в храме Христа Спасителя. Специально для этого вечерние богослужения в храмах всю первую неделю поста начинаются позже, чтобы люди успели на нее с работы.

По данным пресс-службы главы РПЦ, на первой неделе Великого поста патриарх будет совершать утренние и вечерние богослужения в монастырях Москвы и Подмосковья — в Даниловском, Донском, Зачатьевском, Андреевском монастырях столицы и в Покровском Хотьковом монастыре под Сергиевым Посадом. В среду утром патриарх совершит первую в этом году Литургию Преждеосвященных даров (она служится во время Великого поста) в Богоявленском кафедральном соборе, а в пятницу — в Троице-Сергиевой лавре.

O Великом посте

Восточная Церковь начинает Великий Пост с понедельника, который называется "Чистым". Порядок богослужений в период Великого Поста отличается тем, что по понедельникам, вторникам и четвергам в храмах не служится литургия, а читаются и поются Часы. По средам и пятницам совершается литургия Преждеосвященных Даров святого Григория Двоеслова, по воскресеньям - литургия св. Василия Великого, а по субботам - обычная, св. Иоанна Златоуста. Особые службы совершаются: в пятницу первой недели -память Феодора Тирона и благословение колива, или кутии - особого постного блюда, которое готовится из вареной пшеницы и меда для поминальной трапезы (в этот день приготовление колива совершается в воспоминание о том, что святой Феодор Тирон (III - I- вв.), как повествует его Житие, предупредил христиан Антиохии о приказе императора Юлиана Отступника окропить идоложертвенной кровью все продукты питания, продаваемые на городском рынке, посоветовал употребить в пищу коливо и тем самым спас христиан от осквернения). В четверг пятой недели - чтение Жития преподобной Марии Египетской и Великого канона святого Андрея Критского. В субботу пятой недели, называемой Субботой Акафиста (Похвала Пресвятой Богородицы).

В среду четвертой недели, на которую приходится середина Великого Поста, отмечается Преполовение (слав. "половина") Святой Четыредесятницы.

Не считая Вербного воскресенья, на период Великого Поста выпадают 5 воскресных дней и каждый из них посвящен особому воспоминанию. В первое воскресенье отмечается праздник Торжества Православия. Этот праздник был установлен в Византии в первой половине IX в. в память окончательной победы Православной Церкви над всеми еретическими учениями, и особенно над иконоборческой ересью, осужденной Седьмым Вселенским Собором в 787 г. Второе воскресенье называется Неделей светотворных постов. В богослужении этого воскресенья наряду с сокрушением о греховном состоянии человека прославляется пост как путь к внутреннему духовному очищению и озарению. Третье воскресенье получило название Крестопоклонной недели, так как посвящается прославлению Святого Креста и духовных плодов Крестной смерти Иисуса Христа как Спасителя мира. Четвертое воскресенье посвящено воспоминанию преподобного Иоанна Лествичника (I в.), который в своем труде "Лествица рая" описал путь постепенного восхождения человека к духовному и нравственному совершенству. Пятое воскресенье посвящается воспоминанию и прославлению преподобной Марии Египетской (I вв.): согласно церковному преданию, путем покаяния она достигла такой высоты совершенства и святости, что уподобилась бесплотным ангелам.

Суббота шестой недели Великого поста, которая посвящается воспоминанию евангельского повествования о воскрешении Лазаря (Ин. 11: 1-44), получила название Лазаревой субботы. По учению Церкви, воскрешением Лазаря Иисус Христос явил Свою божественную силу и славу и уверил учеников в Своем грядущем воскресении и общем воскресении умерших в день Суда Божия.

В западной традиции Великий Пост длится 6 недель. Он начинается в среду, получившую название "Пепельной", поскольку в этот день после богослужения совершается обряд посыпания голов верующих пеплом в знак сострадания Иисусу Христу, умирающему на Кресте, а также покаяния и сокрушения за содеянные грехи, ради искупления которых Иисус и совершил эту Жертву. Затем следуют шесть недель Великого Поста. Пять воскресных дней, выпадающие на этот период, посвящены воспоминаниям евангельских повествований о последних днях земной жизни Иисуса Христа. Первое воскресенье (In-oca-it) посвящено воспоминанию сорокадневного пребывания Иисуса Христа в пустыне (Мк. 1:12-15); второе (Reminiscere) - воспоминанию преображения Христа (Мк. 9:2-10); третье (Oculi) - воспоминанию встречи Иисуса Христа с самарянкой (Ин. 4:5-42); четвертое (Laetare) - воспоминанию исцеления слепорожденного (Ин. 9:1-41); и пятое (Judica) - воспоминанию воскрешения Лазаря (Ин. 11:1-45). Все воскресенья Великого Поста приравниваются по своей значимости к великим праздникам. Каждую пятницу Великого Поста во всех храмах совершается особая процессия, называемая "Крестный путь", и поклонение Святому Кресту.

Все богослужения Великого поста глубоко поэтичны. Чего стоит только молитва Ефрема Сирина "Господи, и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми…", переложенная Пушкиным в стихотворении "отцы пустынники и девы непорочны…". А песнопения "На реках Вавилонских", "Покаяния отверзи ми двери" и многие другие прочно вошли в репертуар хоровых коллективов как высочайшие художественные произведения.

Что касается употребления пищи в Великий пост, то по правилам он должен отличаться особой строгостью. Предписывается воздержание от мяса, вина, молока, сыра и яиц. Исключение составляют люди пожилого возраста, больные, маленькие дети, беременные и кормящие женщины, а также путешествующие. Между тем священники рекомендуют верующим в Великий пост индивидуальный подход - кто-то может максимально придерживаться строгих правил: все 49 дней обходится без мясной и молочной пищи и даже рыбы, которую можно употреблять в особые праздники, а кто-то способен себя ограничить лишь в мясных блюдах, да и то не все дни. Главное, как отмечал святой Силуан Афонский, были бы силы на молитву.