На окраине Владикавказа накануне было обнаружено тело 71-летнего декана факультета осетинской филологии Северо-Осетинского университета Шамиля Джигкаева. Поэту отрезали голову. Родственники считают, что это была месть мусульман за одно стихотворение
Северо-осетинский госуниверситет
На окраине Владикавказа накануне было обнаружено тело 71-летнего декана факультета осетинской филологии Северо-Осетинского университета Шамиля Джигкаева. Поэту отрезали голову. Родственники считают, что это была месть мусульман за одно стихотворение
 
 
 
На окраине Владикавказа накануне было обнаружено тело 71-летнего декана факультета осетинской филологии Северо-Осетинского университета Шамиля Джигкаева. Поэту отрезали голову. Родственники считают, что это была месть мусульман за одно стихотворение
Северо-осетинский госуниверситет

На окраине Владикавказа накануне было обнаружено тело 71-летнего декана факультета осетинской филологии Северо-Осетинского университета Шамиля Джигкаева. Поэту отрезали голову, причем его родственники считают, что это была месть мусульман за одно стихотворение, написанное Джигкаевым.

Тело Шамиля Джигкаева недалеко от поселка Редант около 15.00 нашли полицейские, выехавшие на место, указанное неизвестным, позвонившим в дежурную часть. Труп с отрезанной головой, которая едва держалась на шее, лежал возле опоры канатной дороги. Последний раз Джигкаева видели в день убийства в университете, откуда он ушел около двух часов дня, сообщает "Новый регион" со ссылкой на "Коммерсант".

Родственники декана не сомневаются, что убийство было совершено из мести за сатирическое стихотворение, опубликованное три года назад. В конце 2007 года несколько автобусов с совершающими хадж жителями Чечни и Ингушетии остановились на кладбище, у мемориала жертвам теракта в бесланской школе №1 "Город ангелов". По словам сотрудников администрации Правобережного района, паломники вышли из автобусов, чтобы справить естественную нужду. Замечания находившихся недалеко местных подростков они проигнорировали. Тогда те забросали автобусы камнями, причем к подросткам присоединились и их родители.

Представители Духовного управления мусульман Чечни утверждали, что паломники остановились для совершения вечернего намаза, а в этот момент на них напали местные жители с битами, молотками, камнями и автоматическим оружием.

Через месяц после этого в журнале "Мах дуг", издающемся на осетинском языке, появилось стихотворение Шамиля Джигкаева "Отправляются волчата совершать хадж" – о его отношении к этому инциденту, в котором, как показалось местным мусульманам, были оскорбления их религии. Произведение было переведено ими на русский язык и разослано во все северокавказские мусульманские общины. Тогда же в прокуратуру поступило обращение с требованием признать стихотворение экстремистским.

Муфтий Духовного управления мусульман республики Али-Хаджи Евтеев, подавший заявление, говорил на допросе, что стихотворение Джигкаева вызвало волну негодования не только у мусульман, но и у других представителей религиозных конфессий республики. Тот же Евтеев признавался позднее, что был учеником террориста Хаттаба, мечтает о шариатском государстве, восхвалял джихад и оскорбительно отзывался о православном духовенстве, после чего вскоре ушел в отставку.

Эксперты ФСБ изучили заявление муфтия и пришли к выводу, что автор произведения обличает человеческий порок, а не религиозную группу. Следственный комитет вынес представление об отказе в возбуждении уголовного дела.

В адрес Шамиля Джигкаева все три года продолжали поступать угрозы, в том числе и отрезать поэту голову: "Звонят, звучат угрозы, идут обращения к органам власти и правосудия, остается им только осуществить основное желание – принести меня в жертву своим кумирам, то есть своим интересам. Ради бога, этому "богоугодному делу" ваххабитов учить не надо", – рассказывал сам Джигкаев.

"После того как он опубликовал стихотворение о том кощунстве, которое произошло на нашем кладбище, на ингушских сайтах появились угрозы отрезать ему голову – я склонна думать, что отморозки осуществили свою угрозу", – заявила лидер организации "Матери Беслана" Сусанна Дудиева.

В Духовном управлении мусульман Северной Осетии заявили, что у них были "претензии к покойному", но они сожалеют о происшедшем и надеются, что "у общественности хватит сознательности, чтобы не искать виновных в преступлении среди мусульман".

Подстрочный перевод стихотворения Джигкаева, приведшего к его гибели, приводится на сайте осетинского блогера Алана Салбиева.

Вот как комментирует его блогер: "Как следует из текста, Шамиль Джигкаев не считает варваров, которые осквернили "Город Ангелов" своими нечистотами ни людьми, тем более мусульманами. Следовательно, под фразой "молитвенный чёрный камень" не подразумевается что-то святое для мусульман, как это пытались раздуть всякие проходимцы. Насколько я помню, ингушские спортсмены-подростки ехали на автобусе в аэропорт, по дороге остановились возле мемориального кладбища, на котором покоятся жертвы бесланской трагедии и под одобрительные возгласы сопровождающих их старших, начали мочиться на ограду этого кладбища. Только вмешательство органов правопорядка спасло их от жестокой расправы со стороны местного населения".

О Шамиле Джигкаеве

Шамиль Федорович Джигкаев родился 25 февраля 1940 года в селении Дзомаг Южной Осетии. Осенью 1952 года его родители переселились в село Камбилеевское Северной Осетии, где в 1958 году он окончил среднюю школу, сообщает портал "Осетия и осетины".

Высшее образование получил в г. Орджоникидзе, окончив филологический факультет Северо-Осетинского государственного пединститута. В Северо-Осетинском госуниверситете работал с 1970 года. С 1990 года – заведующий кафедрой осетинской литературы, а с 1996 года – заведующий кафедрой осетинского литературного творчества. В 2001 году Джигкаев был назначен деканом факультета осетинской филологии и журналистики, а в 2002 году – деканом факультета осетинской филологии.