Русская православная церковь (РПЦ) и Совет муфтиев России (СМР) учредили совместную комиссию, которая призвана разработать альтернативу ростовщической модели финансов
Global Look Press
Русская православная церковь (РПЦ) и Совет муфтиев России (СМР) учредили совместную комиссию, которая призвана разработать альтернативу ростовщической модели финансов
 
 
 
Русская православная церковь (РПЦ) и Совет муфтиев России (СМР) учредили совместную комиссию, которая призвана разработать альтернативу ростовщической модели финансов
Global Look Press

Русская православная церковь (РПЦ) и Совет муфтиев России (СМР) учредили совместную комиссию, которая призвана разработать альтернативу ростовщической модели финансов.

"Согласно мнению верующих, финансовые отношения, основанные на принципах разделения прибыли и рисков, как раз и являются традиционными, а не процентное (ростовщическое) финансирование, которое распространилось по всему миру относительно недавно. На протяжении веков ученые и философы также осуждали процентные кредиты и считали их вредными для экономики", - приводит портал "Интерфакс-Религия" текст сообщения, опубликованного на сайте СМР.

Сопредседателями комиссии стали глава Отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин и первый заместитель председателя Совета муфтиев Рушан Аббясов.

Цель создания комиссии - формирование представительного органа, который продвигал бы финансовые принципы и институты, основанные на традиционных ценностях основных религий.

Комиссия будет активно взаимодействовать с законодательными органами власти, профильными министерствами и Банком России.

Напомним, что год назад протоиерей Всеволод Чаплин, выступивший в Москве на встрече с членами клуба "Русский предприниматель", призвал к дискуссии по поводу того, как сделать российскую экономику более независимой, и предложил подумать над созданием системы православного банкинга.

"Нам говорят, что известный кризис с падением рубля по отношению к доллару является показателем состояния нашей экономики. А кто это сказал? Мы видим, что экономика России не упала на ту четверть, на которую упал рубль. Это значит, кто-то пытается оценивать нас не по реальному состоянию нашей экономики, а по правилам информационного пузыря, который сначала надувается, потом спускается", - сказал тогда представитель РПЦ.

"Нас пытаются убедить в том, - заявил он, - что страна переживает катастрофу, а на самом деле мы видим, что это не так, что оценки, которые даются по правилам, под руководством и на средства внешних центров, оказываются не вполне коррелирующимися с реальностью".

"Поэтому сразу возникает вопрос: почему мы не можем выработать собственные оценки критериев состояния нашей экономики и ее будущего?" - отметил священник.

Он призвал к широкой дискуссии о том, как добиться того, чтобы Россия не зависела от управленческих решений и от оценок, "которые придуманы не нами, не по нашим правилам", и есть ли возможность создать не просто независимую банковскую систему, входящую в самостоятельные отношения с теми или иными центрами без посредничества внешнего центра в Нью-Йорке или в Гонконге, "а систему, которая была бы основана на этических правилах".

Указав на то, что это получилось у мусульман, которые отказались от ростовщичества, ссудного процента, но при этом "эффективности у исламского банкинга это не убавило", священник предложил подумать над тем, "может ли Россия предложить православную систему банкинга без ростовщичества, входящую в прямые отношения с Китаем, исламским миром, иными возрастающими в мире центрами влияния"; как отказаться от диктата по отношению к отечественной экономике тех глобальных центров, "которые все больше и больше проявляют свою недружественность"; возможно ли максимально отказаться от тех валют и экономических инструментов, "которые связаны с недружественными нам центрами"; можно ли "закрутить мировую экономику по нашим собственным правилам".

Отметим, что ранее Всеволод Чаплин выразил несогласие с теми экспертами, которые считают православные страны наиболее депрессивными в экономическом смысле. Он заявил тогда, что будущее - в переходе от экономики роста к экономике достаточности.

"Многие сегодня с презрением и пренебрежением говорят о православных народах как экономически неуспешных. Строят графики зависимости экономического процветания от вероисповедания. Дескать, атеисты - самые успешные, протестанты - чуть менее, католики и того меньше, а православные самые бедные и несчастные", - отметил священник.

Не споря с подобными утверждениями, Чаплин напомнил о том, что "многие современные экономисты, не страдающие рыночным фундаментализмом, говорят, что рост экономики и потребления не может быть бесконечным". По его словам, "народы, которые смогут отойти от идеи непременного и ничем не сдерживаемого роста, окажутся более успешными в условиях, когда этот рост прекратится".

Прекратится же этот рост, как считает представитель РПЦ, "обязательно - рано или поздно, потому что ограничены ресурсы планеты, да и потребление, даже бессмысленное, не может бесконечно нарастать".

Считая, что "нужно переходить от экономики роста к экономике достаточности", Чаплин отметил, что "именно достаточность и самоограничение в стяжании земных благ всегда были свойственны православной цивилизации".

"В ее традициях было не бесконечное умножение материальных богатств, а умение довольствоваться малым или, по крайней мере, разумным количеством земных благ. Думается, что за таким подходом будущее. И нам сегодня нужно изложить его в категориях экономической науки и построения экономической системы", - сказал глава ОВЦО.

Такая модель экономики, по его убеждению, будет гораздо более успешной, чем идея вечного роста и безграничного потребления, "которые не могут не окончиться крахом".

Ценный опыт: последователи Пророка против ростовщичества

Напомним, финансистам мусульманских стран в свое время, дабы не гневить Аллаха, который "дозволил торговлю и запретил лихоимство", пришлось изобретать бумаги, предполагающие иные принципы раздела дохода от совместного бизнеса или использования имущества. Так появилась мурабаха - торговое соглашение, при котором продавец прямо указывает затраты, понесенные им на продаваемые товары, и продает их другому лицу в рассрочку с наценкой к первоначальной стоимости, которая заранее известна покупателю. Последующая продажа товара, профинансированного с помощью мурабахи, позволяет получить на выходе "живые" деньги. Помимо мурабахи, в исламском банкинге есть лизинговый инструмент - иджара, а также исламский эквивалент облигаций - сукук, наиболее известный в мире исламский финансовый инструмент.

Инвесторы, купившие такие бумаги, получают часть дохода эмитента (какую именно - потенциальные покупатели облигаций должны понять из бизнес-плана). Традиционные кредиты и депозиты, на которые начисляются проценты, также вне закона в странах с законодательством, основанном на шариате.

Впрочем, по данным газеты "Коммерсант", в последние десятилетия сукук на биржах структурируется таким образом, что видимость фиксированного дохода все же возникает. Для этого имущество в собственности выдавшего займ сдается в аренду, а арендные платежи распределяются между инвесторами.

Такие схемы, как и обязательство обратного выкупа, иногда сопровождающее сукук, вызывают недовольство. Так, например, по подсчетам S&P, с 2007 по 2008 год рынок сукук сократился с 50 млрд до 14 млрд долларов из-за отповеди председателя ученого совета Организации бухгалтерского учета и аудита исламских финансовых институтов (AAOIFI) шейха Мухаммада Таки Усмани. Он заявил, что 85% сукук не соответствует нормам исламского права.

Первая регистрация выпуска сукук была осуществлена в Индонезии в 2003 году. Восемь из десяти ведущих эмитентов сукук являются традиционными мировыми банками или исламскими подразделениями традиционных банков. Единственный исламский банк, являющийся активным эмитентом сукук - Дубайский исламский банк. В Малайзии действует ликвидный вторичный рынок сукук, несмотря на то, что на нем представлены не все исламские облигации. Сегодня в мире этих бумаг обращается на сумму примерно 300 млрд долларов.

По данным компании Ernst and Young, самое большое количество выпусков сукук зарегистрировано на фондовой бирже Индонезии, однако лидирует по стоимости зарегистрированных исламских облигаций биржа Nasdaq Dubai. Лондон стремится стать центром исламских финансов, и на Лондонской бирже уже отмечен наибольший оборот сукук в Европе (21 млрд фунтов за последние пять лет). Другим популярным местом для регистрации сукук является Люксембург, где зарегистрирован Dubai Global sukuk FZCO, первая исламская облигация с листингом на европейской фондовой бирже.

Несмотря на большое число зарегистрированных сукук, сделок с ними совершается мало, особенно в регионе Персидского залива, в связи с тем, что многие инвесторы держат исламские облигации до срока погашения, и не все сукук (точнее, лежащие в их основе "исламские контракты") пригодны для торговли.

Саудовская Аравия уже много лет пытается создать рынок сукук через организацию торговли исламской облигацией на своей фондовой бирже Tadawul. Еще одной попыткой по развитию вторичного рынка сукук является предложение со стороны Исламского банка развития создать инвестиционный банк со стоимостью в миллиард долларов для создания исламского межбанковского рынка.

В последние пару лет эмиссию исламских облигаций анонсировали Великобритания, Гонконг, Индия, Казахстан и Южная Корея.

В России первым, еще в 2005-2006 годах, анонсировал выпуск сукук банк ВТБ, однако проект не состоялся из-за того, что новая бумага не соответствовала нормам российского финансового законодательства (по другим данным, эмиссии помешал кризис 2008 года).