Принцип прав человека эффективен тогда, когда в обществе существует базисный консенсус относительно понимания этого принципа, который в свою очередь связан с хотя бы минимальным моральным консенсусом, считает игумен Филарет
www.strasbourg-reor.org
Принцип прав человека эффективен тогда, когда в обществе существует базисный консенсус относительно понимания этого принципа, который в свою очередь связан с хотя бы минимальным моральным консенсусом, считает игумен Филарет
 
 
 
Принцип прав человека эффективен тогда, когда в обществе существует базисный консенсус относительно понимания этого принципа, который в свою очередь связан с хотя бы минимальным моральным консенсусом, считает игумен Филарет
www.strasbourg-reor.org

Наличие в мире разнообразных культурных традиций бросает вызов универсальной концепции прав человека, считает представитель Русской православной церкви (РПЦ) в Страсбурге игумен Филарет (Булеков).

"Принцип прав человека эффективен тогда, когда в обществе существует базисный консенсус относительно понимания этого принципа, который в свою очередь связан с хотя бы минимальным моральным консенсусом", - заявил он накануне в своем выступлении в Страсбурге на семинаре "Нравственные основы и эволюция понятия прав человека в поликультурном обществе".

В противном случае, продолжил он, права человека не могут служить регулятором жизни общества и способствовать преодолению потенциальных и уже имеющих место конфликтов между приверженцами различным систем ценностей.

"Это действительно серьезный вызов концепции прав человека, представлению об их универсальности и аксиоматичности в условиях поликультурности и религиозного многообразия", - цитирует "Интерфакс" слова представителя РПЦ.

По его словам, можно даже сказать, что развитие концепции прав человека сегодня "отстает от тех стремительных изменений, которые происходят на глобальном, региональном и национальном уровнях".

"Переселение масс людей в результате миграции, процессы возрождения религиозного сознания, различные формы переживания общности, в том числе культурной сопричастности в условиях переплетения культур, отсутствие в обществе морального согласия по ряду важнейших вопросов - все это требует обстоятельной и серьезной дискуссии об основах понятия прав человека", - сказал игумен Филарет.

По его мнению, прагматического понимания этих прав, в духе разумного эгоизма, "уже явно недостаточно". Так, в частности, мы сегодня являемся свидетелями и участниками достаточно острых конфликтов по вопросам семейной этики, свободы выражения мнения, роли религии в общественной жизни и в политике, которые имеют место именно в Европе, отметил представитель Церкви.

Кроме того, по его словам, сегодня имеют место процессы сопротивления глобализации, а также частичного или полного неприятия в неевропейских обществах и культурах европейского принципа прав человека как универсальной и не подлежащей ревизии нормы международного права.

"Сегодня традиционное понятие о правах человека должно быть соотнесено с фактом различия культур, их несводимости к одному правовому знаменателю. Имею в виду культуры как системы норм и представлений, имеющие свою историю и опирающиеся на религиозные или, наоборот, безрелигиозные ценности, а потому предполагающие определенную индивидуальную и общественную мораль", - сказал игумен Филарет.

Организаторами семинара "Нравственные основы и эволюция понятия прав человека в поликультурном обществе" выступили Совет Европы и Российская Федерация, председательствующая в настоящий период в Комитете Министров Совета Европы, при участии представительства РПЦ в Страсбурге. Со стороны Совета Европы семинар курирует Бюро Комиссара по правам человека.