Госкорпорация "Росатом", которой до сих пор удавалось избегать западных санкций, признала свое участие в поставках оборудования для ТЭС в Крыму
Moscow-Live.ru
Госкорпорация "Росатом", которой до сих пор удавалось избегать западных санкций, признала свое участие в поставках оборудования для ТЭС в Крыму В мае ФГУП "ВНИИА" (ВНИИ автоматики им. Духова, входит в "Росатом") выиграл конкурс "на поставку аппаратуры АСУ ТП на Севастопольскую ТЭС (два блока мощностью по 235 МВт) и Симферопольскую ТЭС (два блока мощностью по 235 МВт)"
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Госкорпорация "Росатом", которой до сих пор удавалось избегать западных санкций, признала свое участие в поставках оборудования для ТЭС в Крыму
Moscow-Live.ru
 
 
 
В мае ФГУП "ВНИИА" (ВНИИ автоматики им. Духова, входит в "Росатом") выиграл конкурс "на поставку аппаратуры АСУ ТП на Севастопольскую ТЭС (два блока мощностью по 235 МВт) и Симферопольскую ТЭС (два блока мощностью по 235 МВт)"
Moscow-Live.ru
 
 
 
С конца 2014 года участие в крымских энергопроектах представляет риск для любых поставщиков, поскольку грозит им санкциями США и ЕС
Moscow-Live.ru

Госкорпорация "Росатом", которой до сих пор удавалось избегать западных санкций, признала свое участие в поставках оборудования для ТЭС в Крыму. Стройкой занимается входящий в "Ростех" "Технопромэкспорт". Конкурс на поставку оборудования выиграл ВНИИ автоматики им. Духова, входящий в "Росатом", хотя на самом предприятии это отрицают. При этом документальных доказательств поставок нет. Тем не менее юристы считают серьезными риски госкорпорации из-за участия в крымских проектах.

О наличии бизнес-интересов в Крыму "Росатом" впервые сообщил в годовом отчете за 2015 год, пишет "Коммерсант". В мае ФГУП "ВНИИА" (ВНИИ автоматики им. Духова, входит в "Росатом") выиграл конкурс "на поставку аппаратуры АСУ ТП на Севастопольскую ТЭС (два блока мощностью по 235 МВт) и Симферопольскую ТЭС (два блока мощностью по 235 МВт)", говорится в заявлении первого заместителя гендиректора госкорпорации Ивана Каменских, возглавляющего дирекцию по ядерному оружейному комплексу.

В "Росатоме" не стали рассказывать "Коммерсанту" о подробностях контракта. В то же время источник издания, знакомый с ситуацией, сообщил, что в отделе управления рисками из-за выигрыша ВНИИА в конкурсе рисков не видят. В "Ростехе" на запрос журналистов не ответили.

Позже в пресс-службе ВНИИА автоматики им. Духова заявили, что предприятие не поставляет оборудование для теплоэлектростанций в Крыму, поскольку тендер на строительство этих ТЭС не состоялся, сообщило РИА "Новости". "Мы диверсифицируем рынки сбыта и участвуем во всех конкурсах. То, что мы побеждаем с нашей технологией АСУ ТП является лучшим подтверждением конкурентоспособности продукции. Однако говорить о поставках оборудования в Крым не приходится, так как тендер на само строительство теплоэлектростанций не состоялся", - говорится в сообщении ВНИИА, входящего в "Росатом".

К тому же не ясно, как именно проводилась закупка оборудования для крымских объектов. На сайте госзакупок, где "Технопромэкспорт" проводит тендеры по проектам ТЭС в Крыму, информация о закупке АСУ ТП для станций отсутствует.

В то же время есть данные о контрактах, которые могли бы соответствовать названным "Росатомом" условиям. Так, в мае "Технопромэкспорт" завершил выбор разработчика и поставщика АСУ ТП для проектов "ПГУ-ТЭС "Тамань-1" и "ПГУ-ТЭС "Тамань-2". Конкурс выиграл ВНИИА, предложивший по 293,5 млн руб. без НДС для каждого проекта (цена договоров с НДС составит по 346,3 млн руб.). Под "Таманью-1" и "Таманью-2" может подразумеваться ТЭС в Тамани (Краснодарский край), отмечает "Коммерсант". Эту станцию планируется строить для укрепления региональной энергосистемы, но ее выработка будет использоваться и для Крыма.

Проект ТЭС в Тамани формально не попадает под санкции, но до сих пор найти для него инвестора не удавалось: конкурс в июне не состоялся из-за отсутствия заявок. По одной из неофициальных версий, тендер мог сорваться из-за риска распространения западных санкций на проект. При этом неофициально на рынке ходили предположения, что поставки оборудования для ТЭС в Тамани могут перенаправляться на крымские проекты.

Юристы считают серьезными санкционные риски для "Росатома" из-за участия в крымских проектах. "Такая деятельность - это риск, потому что санкции действуют так: "Кто там работает - попадает под санкции", - пояснил "Коммерсанту" управляющий партнер АБ "Бартолиус" Юлий Тай. По его словам, если в отношении компании введут ограничения, она не сможет заключать договоры с западными контрагентами, брать кредиты в банках.

Руководитель юридического департамента Национальной юридической службы Юлия Галуева считает, что введение санкций зависит от специфики проекта. "Вопрос в том, будут ли соблюдены условия, которые иностранные государства признают санкционными, то есть будет ли поставка оборудования для ТЭС подпадать под них". Если деятельность "Росатома" в Крыму будет представлять собой в первую очередь социальный проект, то есть шанс, что госкорпорация сможет избежать санкций, отметила Галуева. В Еврокомиссии и минторге США, наложивших санкции по Крыму, на запрос издания не ответили.

Крым нуждается в электростанциях для того, чтобы не зависеть от поставок электроэнергии с Украины. С конца 2014 года участие в крымских энергопроектах представляет риск для любых поставщиков, поскольку грозит им санкциями США и ЕС. До сих пор на полуострове чаще всего открыто работают лишь те российские компании, которые и так включены в черные списки. К примеру, "Технопромэкспорт" и другие структуры "Ростеха" попали под санкции США еще в декабре 2015 года. "Росатом", активно работающий на рынках США и Европы, до сих пор не оказывался в санкционных списках.

"Росатом" является одним из лидеров мировой атомной промышленности. Госкорпорация, объединяющая в себе более 360 предприятий атомной отрасли, активно работает на зарубежном рынке, занимаясь строительством АЭС по всему миру. Включение "Росатома" в западные санкционные списки может оказать серьезный негативный эффект на работу российского государственного холдинга за рубежом.