Пленум Верховного суда (ВС) РФ 17 ноября утвердил изменения в собственное постановление от 21 апреля 2009 года, смягчив целый ряд оснований для условно-досрочного освобождения осужденных
Moscow-Live.ru
Пленум Верховного суда (ВС) РФ 17 ноября утвердил изменения в собственное постановление от 21 апреля 2009 года, смягчив целый ряд оснований для условно-досрочного освобождения осужденных
 
 
 
Пленум Верховного суда (ВС) РФ 17 ноября утвердил изменения в собственное постановление от 21 апреля 2009 года, смягчив целый ряд оснований для условно-досрочного освобождения осужденных
Moscow-Live.ru

Пленум Верховного суда (ВС) РФ 17 ноября утвердил изменения в собственное постановление от 21 апреля 2009 года, смягчив целый ряд оснований для условно-досрочного освобождения осужденных. Этими изменениями теперь рекомендовано руководствоваться судам при рассмотрении прошений об УДО, сообщает портал "Право.ру".

Основная цель изменений - "сориентировать судей", а также исключить немотивированные отказы в ходатайствах об УДО, заявил на заседании докладчик, судья ВС Владимир Кулябин. По его данным, за 10 лет вдвое сократился процент удовлетворения таких просьб. В частности, в 2011 году было удовлетворено 56% жалоб, а в 2014 - только 41%. По сравнению с 2006 годом к 2014-му количество ходатайств увеличилось почти в 2,5 раза, а суды удовлетворяли лишь каждое пятое. Между тем, по словам Кулябина, институт УДО играет большую роль в исправлении осужденного и должен быть стимулирующим фактором к законопослушному поведению.

В постановлении пленума ВС уточняется, что характер и степень общественной опасности преступления (в том числе его тяжесть и последствия) не могут являться основаниями для отказа в удовлетворении ходатайства об УДО или представления о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания - "поскольку они служат критериями для установления сроков в УК РФ, а также уже учтены судом в приговоре при назначении наказания осужденному".

Кроме того, согласно новой редакции документа, наличие у осужденного взысканий само по себе не может свидетельствовать о необходимости дальнейшего отбывания наказания. Здесь следует учитывать конкретные обстоятельства, тяжесть и характер каждого допущенного нарушения за весь срок, а не только за время, непосредственно предшествующее рассмотрению ходатайства об УДО.

Взыскания часто препятствуют УДО оппозиционеров

Отметим, подобные взыскания зачастую становятся препятствиями для условно-досрочного освобождения оппозиционеров, например Сергея Удальцова, осужденного по делу об организации массовых беспорядков на Болотной площади в Москве в мае 2012 года, или фигуранта "болотного дела" Алексея Гаскарова.

Также судам следует помнить и о недавних изменениях в ч. 1 ст. 79 УК РФ и ч.1 ст. 80 УК РФ, согласно которым полное или частичное возмещение вреда за преступление является одним из условий для УДО. Если осужденным принимались меры к возмещению причиненного преступлением вреда, но в силу объективных причин вред возмещен лишь в незначительном размере, то суд не вправе отказать в УДО, говорится в постановлении.

Особое внимание в нем уделяется разъяснениям, касающимся освобождению от наказания по болезни. Отныне определяющее значение для решения этого вопроса имеет установление судом наличия у осужденного тяжелой болезни, препятствующей отбыванию им назначенного срока.

Согласно новой формулировке, суд должен оценить медицинское заключение специальной комиссии или учреждения медико-социальной экспертизы с учетом Перечня заболеваний, препятствующих отбыванию наказания (утвержденного постановлением правительства РФ N54 от 6 февраля 2004 года), а также "принять во внимание иные обстоятельства".

В прежней редакции судам нужно было оценивать, наряду с болезнью, и многие другие обстоятельства - поведение осужденного, данные о его личности, его отношение к лечению, соблюдение им медицинских рекомендаций, наличие у него постоянного места жительства, родственников, которые могут и согласны осуществлять уход за ним и пр.

При этом в постановлении пленума ВС отдельно уточняется, что суд не вправе отказать в принятии ходатайства осужденного об освобождении от наказания в связи с болезнью из-за отсутствия документов, которые в соответствии с ч. 6 ст. 175 УИК РФ обязана представить администрация учреждения или органа, исполняющего наказание: заключения медицинской комиссии или учреждения медико-социальной экспертизы, личного дела осужденного.

По данным ВС, в 2014 году в суды было подано 170 тысяч ходатайств об УДО, изменении режима наказания на более мягкий и досрочном освобождении по болезни. Судами было рассмотрено более 132 тысяч ходатайств, а удовлетворено из них 54,5 тысячи. При этом с каждым годом прослеживается и такая тенденция: в рассмотрении прошений об УДО в 2010 году из 100 ходатайств были удовлетворены 57, в 2011-м - 56, в 2012-м - 51, в 2013-м - 46, отметил докладчик Кулябин.

С полным текстом постановления пленума ВС можно ознакомиться здесь.

Бывший следователь МВД, а ныне известный адвокат Владимир Жеребенков в комментарии РБК заявил, что частично приветствует решение пленума ВС. "Раньше можно было яблоко передать соседу, получить взыскание и лишиться права на УДО", - указал юрист. В то же время он считает, что правительственный перечень заболеваний слишком жестко подходит к отбору болезней, с какими нельзя содержаться под стражей, "с такими болезнями людей отправляют домой умирать".

Действующий УК разрешает освобождать по УДО осужденных за преступления небольшой или средней тяжести, если они провели в заключении не меньше одной трети срока наказания, и за тяжкие преступления, если они отбыли не менее половины срока. Осужденные за особо тяжкие преступления и рецидивисты должны отсидеть не менее двух третей срока, чтобы получить право на УДО.

В 2013 году в УК было внесено ужесточение для осужденных за терроризм, преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, и преступления против половой неприкосновенности. Просить об УДО осужденные по этим статьям могут только после отбытия не меньше трех четвертей срока.

Минимальный срок заключения, после которого осужденный может подать ходатайство о досрочном освобождении, составляет шесть месяцев.