Суд санкционировал арест первого из захватчиков сухогруза Arctic Sea
RTV International
Суд санкционировал арест первого из захватчиков сухогруза Arctic Sea В четверг, 20 августа, восемь задержанных подозреваемых и 11 членов экипажа судна были доставлены самолетами ВВС РФ в Москву
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Суд санкционировал арест первого из захватчиков сухогруза Arctic Sea
RTV International
 
 
 
В четверг, 20 августа, восемь задержанных подозреваемых и 11 членов экипажа судна были доставлены самолетами ВВС РФ в Москву
Вести
 
 
 
По информации СКП, среди подозреваемых россиянин, испанец, литовец и три человека без гражданства
НТВ
 
 
 
Как говорится в материалах дела, Евгений Миронов - неработающий гражданин Испании; Виталий Лепин - неработающий гражданин Литвы; Дмитрий Бартенев - неработающий россиянин
Вести

Басманный суд Москвы в пятницу вечером выдал санкции на арест всех восьмерых подозреваемых в захвате сухогруза Arctic Sea. Ни один из арестованных свою вину не признал.

С ходатайством об аресте в суд обратился СКП РФ. Фигуранты дела подозреваются в совершении преступлений, предусмотренных ст.126 ч.3 ("Похищение человека") и ст.227 ч.3 ("Пиратство, совершенное организованной группой") УК РФ, сообщила РИА "Новости" руководитель пресс-службы Мосгорсуда Анна Усачева.

Ранее в пятницу сообщили имена подозреваемых: Евгений Миронов, Дмитрий Бартенев, Игорь Борисов, Виталий Лепин, Алексей Гусев, Андрей Лунев, Алексей Андрюшин и Дмитрий Савинфа (по другой версии - Савиноф).

- СКП опроверг сообщения, что морякам Arctic Sea не дают связаться с семьями
- Профсоюз моряков находит в деле Arctic Sea все больше загадок

По информации СКП, среди подозреваемых россиянин, испанец, литовец и три человека без гражданства, говорится в материалах, которые комитет передал в суд для обоснования своего ходатайства. Гражданство еще двоих подозреваемых уточнить не удалось.

Как говорится в материалах дела, Евгений Миронов - неработающий гражданин Испании; Виталий Лепин - неработающий гражданин Литвы; Дмитрий Бартенев - неработающий россиянин.

Игорь Борисов, арестованный первым, не имеет гражданства и работает строителем в ООО "Профсоммед". Родился и живет в Таллине, женат, у него есть совершеннолетний ребенок. В 2000 году он уже привлекался к уголовной ответственности.

На суде он заявил, что он вместе с другими задержанными не захватывали сухогруз, а спасались. "Мы тонули, нам некуда было деваться", - заявил Борисов. Его адвокат назвал задержанных "мирными экологами". Он пояснил журналистам, что плавательное средство задержанных пошло на дно и они "залезли на корабль и остались там".

При этом он отметил, что оружия у них не было.

Алексей Булеев не имеет гражданства и работает арматурщиком "К-Мост", Дмитрий Савиноф не имеет гражданства и нигде не работает. Не удалось уточнить гражданство Андрея Лунева и Алексея Андрюшина.

Подозреваемые указывали, что ходатайство об аресте не должен рассматривать российский суд, поскольку, по их словам, инцидент произошел в территориальных водах Швеции, а судно было под флагом Мальты. Представители прокуратуры на это ответили, что судно было задержано в нейтральных водах, и в этом случае, согласно морскому праву, головное дело должно рассматриваться той страной, которая задержала захваченное судно.

Напомним, сухогруз Arctic Sea принадлежит компании "Arctic Sea Ltd", зарегистрированной на Мальте, и приписано к порту Валетта. Оператором судна выступает финская компания Solchart с российским менеджментом и службой технической поддержки в Архангельске, которая управляет еще полутора десятками морских судов. Вся команда теплохода из 15 человек также была набрана из местных моряков в Архангельске.

28 июля сухогруз Arctic Sea, перевозивший груз древесины, под мальтийским флагом вышел из Финляндии и 4 августа должен был прибыть в порт Беджайя (Алжир). Однако 28 июля связь с транспортом прервалась. По версии Министерства обороны РФ, 24 июля в 23:00 по московскому времени к Arctic Sea в шведских территориальных водах подошла скоростная надувную лодка, в которой находились четверо граждан Эстонии, два гражданина Латвии и два гражданина России. Эти люди, сославшись на неисправность своей лодки, поднялись на борт сухогруза и, угрожая оружием, потребовали от экипажа беспрекословного выполнения всех их распоряжений. Как рассказали члены экипажа судна, восемь человек были в черной одежде с надписью на спине "POLICIA". Затем Arctic Sea двигался по указанному захватчиками маршруту в сторону Африки, отключив навигационное оборудование.

17 августа, спустя более чем через две недели после загадочного исчезновения, Arctic Sea был обнаружен неподалеку от островов Кабо-Верде в Атлантике российским военным кораблем и взят под контроль без применения оружия.

В четверг, 20 августа, восемь задержанных подозреваемых и 11 членов экипажа судна были доставлены самолетами ВВС РФ в Москву. В этот же день восемь предполагаемых захватчиков сухогруза - четверо граждан Латвии, двое граждан Эстонии и двое россиян - были доставлены в следственный изолятор "Лефортово" в Москве.

СКП опроверг сообщения, что морякам Arctic Sea не дают связаться с семьями

Освобожденные из плена члены экипажа сухогруза Arctic Sea могут свободно общаться с родными и близкими, их права не нарушаются. Об этом ИТАР-ТАСС заявил официальный представитель СКП РФ Владимир Маркин, после того как председатель Северного регионального отделения Российского профсоюза моряков Александр Красноштан сообщил СМИ, что никто из членов экипажа сухогруза Arctic Sea, освобожденного еще в понедельник, 17 августа, до сих пор не вышел на связь с родными.

"Все следственные действия проводятся в строгом соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, - сказал Маркин. - Особо отмечается, что никоим образом не нарушаются права потерпевших - членов экипажа сухогруза Arctic Sea, которые свободны в передвижении и, имея при себе мобильные средства связи, могут общаться с родными и близкими".

Профсоюз моряков находит в деле Arctic Sea все больше загадок

В Российском профсоюзе моряков считают, что в деле Arctic Sea остается много вопросов. Например, в ситуации с пропажей, а затем обнаружением сухогруза здесь видят много странностей, передает "Интерфакс".

"31 июля (в это время судно уже считалось "потерявшимся") с Arctic Sea связывался шведский следователь, но суть разговора шведы не раскрывают". "Этот факт никаким образом не был отражен и в российских СМИ", - отмечает аналитик Александр Агеев в информационном бюллетене Центра информации и аналитики Российского профсоюза моряков (ЦИА РПСМ).

В целом, по его мнению, "в деле пропажи и последующего освобождения Arctic Sea больше вопросов, чем ответов".

В частности, по его данным, "утром 24 июля капитан известил компанию-оператора о ночном нападении, нанесенных морякам увечьях и разбитом модуле AIS. Между тем судно продолжило движение, хотя логичным был бы заход в порт хотя бы для медицинского освидетельствования моряков и починки AIS, который, кстати, должен работать постоянно".

Затем, по словам аналитика, 27 и 29 июля на связь с судном выходили, соответственно, бельгийская береговая охрана и британские морские диспетчеры. С борта судна подтвердили, что все в порядке. "31 июля с судном связался шведский следователь (инцидент с нападением произошел в шведских территориальных водах). Но почему все это время молчали финская и мальтийская стороны?" – отмечает Агеев.

В бюллетене он излагает несколько фактов, которые, по его мнению, могут пролить свет на некоторые детали этой истории.

По его словам, очевидно, что, несмотря на мальтийский флаг и финскую "прописку" компании-владельца (OY Solchart Management AB), судно принадлежит российскому судовладельцу. Традиционной уже является схема, при которой российские судовладельцы выводят управляющие флотом компании за пределы страны.

За 17 лет, прошедших с момента принятия в эксплуатацию, Arctic Sea сменил шесть компаний-операторов, до 2000 года оставаясь в собственности российской компании "Совкомфлот", которая, по факту, и являлась заказчиком его постройки в 1992-м, сообщает Агеев. Он напоминает, что в 2000 теплоход (тогда он носил имя Torm Senegal, уже четвертое с момента постройки) был продан латвийской компании LISCO и получил латвийский флаг и латвийское же имя Jogalia.

По данным аналитика, судно принадлежало латвийской компании до 2005 года, когда было продано мальтийской компании Arctic Sea Ltd. Однако, по его словам, фактический судовладелец имеет российское происхождение.

До 2008 года оператором судна была зарегистрированная в Латвии компания Aquaship SIA, которая, по определению Агеева, "в последние годы выступает в качестве менеджера для многих российских судовладельцев, не хотящих светиться в России, да и основана компания, по нашим данным, естественно, россиянами".

Компании, которые в настоящий момент являются управляющими для Arctic Sea, - OY Solchart Management AB и "Солчарт Архангельск Лтд", по данным Агеева, не идентифицировали себя, как владельцы или менеджеры Arctic Sea по крайней мере до 2008 года.

Между тем, все суда "Солчарта", а таковых пять: Arctic Sea, Arctic Sky, Arctic Spirit, Arctic Star и Solombala - до того, как перейти под управление "Солчарта", работали под управлением все той же Aquaship SIA, зарегистрированной в Латвии. Но управляла компания преимущественно судами российских судовладельцев, таких как калининградская "Рефтрансфлот/Мортрансфлот" и санкт-петербургская "Балтик Риферс", т.е., как отмечает Агеев, "была оператором всего российского, спрятанного от государства по адресам в Риге".

Этим он объясняет факт исключительного внимания к судну российской стороны, а также то, что судно под мальтийским флагом, с финской компанией-оператором и с грузом на борту, принадлежащим финской корпорации Stora Enso, в настоящий момент идет не в Беджайю (порт назначения груза), Валетту (порт приписки) или на Балтику, а в Новороссийск.