Общественные и некоммерческие организации, занятые профилактикой семейно-бытового насилия, обязаны будут содействовать примирению жертвы насилия с его виновником. Также они должны выяснять и устранять причины насилия, проводя индивидуальную работу с нарушителями
Pixabay.com
Общественные и некоммерческие организации, занятые профилактикой семейно-бытового насилия, обязаны будут содействовать примирению жертвы насилия с его виновником. Также они должны выяснять и устранять причины насилия, проводя индивидуальную работу с нарушителями Законопроект о семейно-бытовом насилии, подготовленный группой депутатов и сенаторов, должен быть размещен на сайте Совета Федерации в пятницу, 29 ноября. Об этом ранее заявила глава верхней палаты Валентина Матвиенко
 
 
 
Общественные и некоммерческие организации, занятые профилактикой семейно-бытового насилия, обязаны будут содействовать примирению жертвы насилия с его виновником. Также они должны выяснять и устранять причины насилия, проводя индивидуальную работу с нарушителями
Pixabay.com
 
 
 
Законопроект о семейно-бытовом насилии, подготовленный группой депутатов и сенаторов, должен быть размещен на сайте Совета Федерации в пятницу, 29 ноября. Об этом ранее заявила глава верхней палаты Валентина Матвиенко
Пресс-служба Президента России

Общественные и некоммерческие организации, занятые профилактикой семейно-бытового насилия, обязаны будут содействовать примирению жертвы насилия с его виновником. Также они должны выяснять и устранять причины насилия, проводя индивидуальную работу с нарушителями. Об этом говорится в итоговой версии законопроекта о семейно-бытовом насилии, с которым ознакомился РБК.

Законопроект о семейно-бытовом насилии, подготовленный группой депутатов и сенаторов, должен быть размещен на сайте Совета Федерации в пятницу, 29 ноября. Об этом ранее заявила глава верхней палаты Валентина Матвиенко. Она добавила, что с ним могут ознакомиться все заинтересованные стороны, общественные организации, представители Русской православной церкви и те, кто критиковал документ, представив свои замечания в течение двух недель.

В документе дано определение семейно-бытового насилия, под которым понимается действие или бездействие, которое причиняет или содержит угрозу причинения физического, психического страдания или имущественного вреда и не содержит признаки иных правонарушений. Также в документе предусмотрено примирение сторон и описаны виды насилия - физическое, психическое и имущественное.

Согласно законопроекту в профилактике и помощи пострадавшим от такого насилия должны участвовать полиция, прокуратура, общественные организации, омбудсмены, органы власти, медицинские и другие учреждения. Участники процесса должны не только бороться с последствиями насилия, но и предупреждать его. Услуги по защите жертв насилия должны предоставляться вне зависимости от того, возбуждено ли уголовное дело, если насилие продолжается или есть угроза его повторения.

Поводом для профилактики насилия сможет стать заявление пострадавшего, обращение людей, узнавших о факте насилия, сведения органов власти, решение суда и так далее. Эти жалобы и заявления будут рассматриваться госорганами незамедлительно, отмечается в законопроекте. Для потенциальных нарушителей предусмотрены профилактические беседы, помощь в социальной адаптации, профилактический учет, защитные предписания и другие меры.

По документу защитное предписание выдается пострадавшим от семейно-бытового насилия и тем, кому оно угрожает. Предписание, или защитный ордер, выносится по согласию жертвы или ее законных представителей. Ордер запрещает нарушителю вступать в любые контакты с пострадавшим лицом, в том числе по телефону или через интернет и выяснять его нахождение. Предписание действует в течение 30 суток, его действие можно будет продлить до 60 суток.

Если у выписавшего его сотрудника полиции есть подозрение, что предписание не остановит нарушителя, он может обратиться в суд за судебным защитным ордером. Такое предписание можно продлевать на срок до года. По нему, суд может обязать нарушителя пройти специальную психологическую программу, покинуть место совместного жительства или пребывания с пострадавшей или пострадавшим и передать жертве ее имущество и документы. Документ предусматривает конфиденциальность как пострадавших от насилия, так и нарушителей закона.

В середине октября 182 региональные православные и родительские организации в открытом письме призвали президента РФ Владимира Путина не допустить принятия закона о профилактике домашнего насилия, заявив, что он носит "откровенно деструктивный характер", так как направлен на уничтожение "традиционных семейных и нравственных ценностей". На прошлой неделе соавтор законопроекта, депутат Госдумы Оксана Пушкина сообщила, что ей и другим разработчикам документа поступают угрозы расправой.

На прошлой неделе широкое распространение получило заявление замминистра юстиции РФ Михаила Гальперина, который в своем ответе на запрос ЕСПЧ назвал масштабы домашнего насилия в России преувеличенными, а мужчин - жертвами дискриминации. После этого родственники четырех россиянок, погибших в результате домашнего насилия, попросили главу Минюста проверить Гальперина на профпригодность.

Между тем СМИ проанализировали судебные решения, которые выносились женщинам за убийство, и доказали, что масштабы домашнего насилия в России огромны, а суды и правоохранительные органы склонны вставать на сторону агрессора. При рассмотрении таких дел судьи обычно заявляют, что обвиняемая должна была действовать "социально приемлемым способом", не применяя ответное насилие. Кроме того, и судьи, и обвинители, и даже сами адвокаты обычно склонны обвинять подсудимую в том, что она терпела насильственное обращение и сама довела ситуацию до трагической развязки. К тому же ни Следственный комитет, ни прокуратура не хотят учитывать саму ситуацию домашнего насилия, которая и привела к убийству агрессора.

При этом ни многочисленные удары, ни угроза убийством не являются основанием для защиты любым доступным способом: по мнению правозащитников, судьи не понимают, что такое насилие в семье, а в обществе женщины зачастую воспринимаются как собственность, что лишь поощряет насилие в семье. Поэтому закон против домашнего насилия позволит изменить ситуацию: полицейские, следователи и судьи будут проходить специальную подготовку, получая информацию о том, как ведут себя агрессоры, что переживают потерпевшие, и как развивается ситуация в целом. Это, в свою очередь, позволит изменить и нынешнюю судебную практику.